Выводы (сжатое резюме). В международном менеджменте стратегия представляет собой весь комплекс действий, связанный с созданием и усилением жизнеспособности и конкурентных преимуществ

В международном менеджменте стратегия представляет собой весь комплекс действий, связанный с созданием и усилением жизнеспособности и конкурентных преимуществ международных корпораций. Наведем несколько других определений стратегий: «Стратегия — это создание уникальной и выгодной позиции, которая предусматривает определенный набор видов деятельности»; «Стратегия — это взаимосвязанный комплекс действий, которые осуществляет фирма для достижения своих целей с учетом собственного ресурсного потенциала, а также факторов и ограничений внешней среды. Стратегия — это объединенный план, который связывает все составные элементы фирмы и разные аспекты ее деятельности. Все составные стратегии должны быть интегрированные и совместимые между собой».

Процесс стратегического планирования МК включает следующие звенья:

определение миссии корпорации;

анализ внешней и внутренней среды (анализ международной среды, внутрикорпоративный анализ, SWOT - анализ);

формирование целей;

разработка альтернативных стратегий;

выбор стратегий;

реализация стратегий;

оценка и контроль;

результаты.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются международные стратегии?

2. Определите сущность и состав императивов международных стратегий.

3. Перечислите стратегические ориентации международных корпораций.

4. Охарактеризуйте существующую связь международных стратегий и национальных культур.

5. В чем преимущество глобального размещения производства?

6. Назовите основные типы международных стратегий.

7. Перечислите основные этапы разработки международных стратегий.

8. Какие существуют особенности стратегического планирования в разных формах международного бизнеса?

9. Чем отличается система планирования в международных и национальных компаниях?

10. Назовите варианты формулирования целей МК.

Раздел 2.2. "Принятие решений в международных корпорациях"

Содержание

1. Сущность и особенности принятия решений в международных корпорациях.

2. Особенность иформационного обеспечения процесса принятия решений.

3. Влияние национальных культур на принятие управленческих решений.

Ключевые слова: международное решение, политический риск, рингисей, трансфертные риски.

Цель изучения раздела: научиться составлять алгоритмы принятия решений при ведении международного бизнеса.

Задачи изучения раздела: дать представление об организации управления международной деятельностью фирм, рассмотреть на конкретных ситуациях деятельность МНК в различных странах мира.

Методические рекомендации к изучению Раздела 2.2.

Изучая пункт 1, обратите внимание на особенности принятия решений в международных корпорациях. Для этого обратитесь к литературе [2.3.6].

Изучая пункт 2, детально познакомтесь с основными видами управленческий решений. Для этого обратитесь к литературе [2.4.6].

Изучая пункт 3, обратите внимание на особенности иформационного обеспечения процесса принятия решений.Для этого обратитесь к литературе [1.3.8].

Изучая пункт 4, дайте ответ на вопрос «Каким образом национальная культура влияет на принятие управленческих решений. Для этого обратитесь к литературе [2.5.6].

Учебный материал

2.2.1. Сущность и особенности принятия решений в международных корпорациях

Прочитайте и сжато законспектируйте основные понятия

Сущность управленческих решений является одинаковой для национальных и международных компаний. Они представляют собой определенные ответственными лицами, в первую очередь руководителями, действия, направленные на преодоления проблемы, которые возникли, например, в связи с невыполнением плановых показателей, неожиданными изменениями во внешней среде и т. д. Таким образом, принятие решений является завершающей фазой — инструментом тонкой настройки планирования как для национальных, так и международных компаний.

Однако международные решения, которые принимаются по поводу зарубежных операций, в транснациональных корпорациях имеют ряд существенных особенностей, а именно:

1. Большие масштабы решений, поскольку реализация ключевых решений в международных корпорациях связана с перераспределением и использованием значительных ресурсов всей компании в целом.

2. Огромное количество решений, поскольку существуют много зарубежных отделений и многочисленное количество видов продукции и услуг, по каждому из которых может приниматься одновременно несколько решений, которые могут противоречить друг другу.

3. Принятые решения должны отвечать требованиям локального (национального) законодательства.

4. Решения в международных корпорациях учитывают специфику национальных культур, поскольку в их подготовке и принятии принимают участие представители разных стран, которые имеют разные ценности относительно критериев эффективности этих решений. Все больше решений принимаются международными командами, в которых имеет место взаимодействие разных культур.

Особенности процесса принятия решений в международных корпорациях:

1. Значительная длительность процесса принятия решений, связанная с достаточно большим количеством уровней руководства международной корпорацией. Это порождает сложную проблему централизации и децентрализации в принятии решений.

2. Использование более сложных методов принятия решений, которые базируются преимущественно на интуиции.

3. Более тщательное информационное обеспечение процесса принятия международных решений для обеспечения их высокого качества, поскольку откорректировать принятое решение и устранить ошибку в нем достаточно сложно через географическую отделенность зарубеж­ных отделений.

4. Специальная техника учета влияния международной среды на управленческие решения.

Ключевой проблемой принятия решений в международных корпорациях является соотношение между централизацией и децентрализацией. При централизации решения принимаются на высшем уровне, что обеспечивает их высокое качество. При децентрализации принятия решений делегируется вниз оперативному персоналу, который обеспечивает их гибкость и своевременность.

2.2.2. Особенность иформационного обеспечения процесса принятия решений

Обратите внимание на особенности иформационного обеспечения процесса принятия решений

Особенность информационного обеспечения процесса принятия международных решений заключается в том, чтобы использовать всю релеван­тну информацию, то есть ту, которая касается данной проблемы. Сложность однако, заключается, в том, что не вся релевантная информация заметная. Опыт показывает, что через разницу культур авторы проектов решений могут выпускать из поля зрения полезную информацию, которая заметна представителям другой культуры. В этой связи целесообразно учитывать так называемый феномен «Касандры», изображенный на стыке сегментов «Важная», «Заметная», матрицы, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Матрица релевантной информации

Матрица разработана автором на основе идеи Вана Гунстерена об информации «Касандры», которая является важной, но незамеченной руководителями [4]. Она содержит ключевые данные, на которые не обращают, внимание. Матрица ориентирует руководителей не ограничиваться видимой частью информационного айсберга, а искать информацию «Касандры». Для международных корпораций она связана не только с интуицией руководителя, но и с кроскультурным мышлением, то есть творческим использованием подходов разных национальных культур.

2.2.3.Влияние национальных культур на принятие управленческих решений

Прочитайте и сжато законспектируйте основные моменты

В восточной культуре ударение делается на правильной формулировке проблемы. Главное внимание при этом уделяется процессу осознания сущные проблемы и целесообразности ее решения на основе консенсуса (абсолютного согласия). Когда согласие достигнуто, процесс принятия решения продвигается значительно быстрее, поскольку единственное понимание проблемы практически исключает возникновение противоречий. При этом значительной в процессе принятия решений является ориентация на групповую работу, где ценится конформизм и сотрудничество. Процесс группового принятия решений в Японии имеет немало особ­ливостей, которые достали название «рингисей». Он заключается в длительном предыдущем накоплении исполнительными руководителями значительного объема информации и суждений подчиненных к моменту принятия решения. Согласие подчиненных или их мысль формально подтверждается особенной печатью — ханкою.

Западная культура принятия решений базируется на обосновании лучших вариантов действий и быстрейшей их реализации. Очень часто в западной культуре сначала находятся пути решения проблем и только потом организацию убеждают в пользе и необходимости принятия решения. Акцент при этом делается на индивидуальном принятии решения и конкретной ответственности за его выполнение.

Важно обратить внимание и на четкие особенности принятия решений в условиях определенных национальных культур. В этой связи приведем сравнительные примеры принятия решений в разных странах:

1. США — преимущественно централизованное принятие решений в сфере внешнеэкономических операций.

Фактор:

· необходимость контроля за развитием мировых стратегий.

2. Япония — принятие решений путем консенсуса из предварительными тщательными консультациями, а также сочетание централизованного и децентрализующего подходов к принятию решений.

Факторы:

· высший менеджмент имеет значительную власть, которая поддается проверке со стороны низших менеджеров;

· низшие менеджеры имеют полномочия относительно обзора, анализа, критики рекомендованных вариантов действий.

3. Великобритания — большинство организаций являются достаточно децентрализуемыми.

Факторы:

· менеджеры высшего уровня (uper-level) не понимают в технических деталях бизнеса и передают право принятия решений вниз;

· наивысшие менеджеры (top-level) также зависят от средних менеджеров в руководстве непосредственным процессом принятия решения.

4. Франция — используются разные подходы, однако в последнее время наблюдается тенденция к централизации.

Фактор:

· высшие менеджеры — выпускники престижных учебных заведений — не имеют надлежащего доверия к средним менеджерам.

5. Германия — преимущественно централизация, автократия, иерархия.

Факторы:

· специфическая правовая система (Codetermination) нуждается в обсуждении вариантов решений рабочими и их менеджерами;

· менеджеры уделяют производительности, качеству продукции и услуг большее внимание, чем руководству подчиненными;

· менеджерское образование имеет преимущественно техническую ориентацию.

6. Скандинавски страны — децентрализация и участие.

Факторы:

· правовая система подобна немецкой (Codetermination);

· главное внимание менеджеров — качество трудовой жизни;

· важность индивидуальности в организации.

7. Италия — использование традиционных и проверенных средств принятия решений.

Факторы:

· уважение к истории и традициям страны;

· мировая роль римского права, которое является основой современной системы гражданского права.

Важно подчеркнуть три основных сферы принятия управленческих решений в международных корпорациях: управление качеством, совместные предприятия и формы кооперации, а также международная конкуренция.

Следует особенно обратить внимание и на большую роль переговоров в процессе принятия международных решений. Этот вопрос включает три основных аспекта: процесс переговоров, переговорная тактика и переговорное поведение.

1. Международные деловые переговоры (процесс):

· планирование;

· налаживание международных отношений;

· обмен целевой информацией;

· убеждение;

· согласие.

2. Переговорная тактика:

· место переговоров;

· часовые ограничения;

· отношения «продавец — покупатель».

3. Переговорное поведение:

· использование экспериментального поведения;

· обещания, прогнозы и другие типы поведения;

· невербальное поведение;

· использование грязных приемов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: