В ХХ веке иностранный язык становится обязательным предметом в средних учебных заведениях Европы и Америки. Свое дальнейшее развитие получают методы Реформы, модификации которых получили в методике название неопря- мых.
В зависимости от основной цели обучения иностранному языку среди них различают методы обучения:
- (ре)продуктивному владению иностранным языком
1) устный метод Гарольда Палмера
2) аудио-лингвальный (Чарльз Фриз и Роберт Ладо)
3) аудио-визуальный (Риван, Губерина)
- рецептивному владению иностранным языком, среди которых наибольшую известность получил метод обучения чтению Майкла Уэста.
Устный метод Г. Палмера (возник в 20-ые годы ХХ века) имеет сугубо практическую направленность – научить учащихся свободно говорить на иностранном языке.
В трактовке языка опирается на социологическую школу в лингвистике, основу которой составили труды Ф. де Соссюра. Психологическую основу составил бихевиоризм.
Разработана начальная ступень обучения иностранному языку, которая строится на тщательно отобранном языковом материале. Г. Палмер впервые в методике обосновал принципы отбора лексического материала для учебных целей и создал конкретный минимум для английского языка. Им были выделены следующие принципы отбора лексики:
|
|
- частотность, но разные значения многозначных слов учитывались в лексическом минимуме отдельно;
- структурная сочетаемость. Слова, дающие наибольшее количество сочетаний отбирались в первую очередь;
- конкретность, отбирались слова, которые можно было семантизировать с помощью наглядности;
- пропорциональность, разные части речи были представлены в отобранном минимуме в разной пропорции, как и в естественном языке;
- целесообразность, слова отбирались по тематическому принципу.
В соответствии с целями обучения, сформулированными Г. Палмером начальная ступень (около полугода) должна была научить учащихся понимать иноязычную речь на слух, распознавать и правильно произносить отдельные звуки, а также безошибочно воспроизводить выученный лексический и грамматический материал в беседе на обыденные темы, число которых для этой ступени было очень ограничено.
Г. Палмер считал, что независимо от целей курса иностранного языка начинать обучение следовало всегда с устной речи. В своей методической концепции он разделял все основные принципы, провозглашенные прямистами, и дополнил их своими. Он первым ввел принцип активности и пассивности. К активной работе учащихся он ошибочно относил говорение и письмо, к пассивной – чтение и слушание. В качестве одного из главных принципов он рассматривал принцип предварительного пассивного восприятия иноязычной речи на слух. Этот принцип он распространял на построение всего курса и на виды работы в каждом цикле занятий.
|
|
На начальном этапе он рекомендует вводить инкубационный период (1,5 – 2 месяца), в течение которого учащиеся должны “купаться” в речи учителя и приучаться улавливать общий смысл высказываний учителя.
Допуская, что овладение иностранным языком может идти и сознательным путем, на начальном этапе Г. Палмер признавал только интуитивный и подсознательный способ, который должен основываться на заучивании наизусть. Заучиванию подлежали готовые образцы (сочетания слов и предложения), которые предназначались для целостного восприятия без всякого анализа и комментария. На более позднем этапе заученные образцы должны были использоваться для построения предложений по аналогии, а основной задачей начальной ступени являлось их накопление. Речь учителя он рекомендовал сопровождать жестами, мимикой, показом предметов и действий.
Гарольд Палмер допускал использование родного языка обучаемых при объяснении артикуляции звуков и для раскрытия значения слова.
Итак, обучение по устному методу Г.Палмера начиналось с инкубационного периода, задачей которого было развитие у учащихся подсознательного понимания связной речи и артикуляционных навыков. Для этого предлагалось прослушивание связных высказываний учителя (без проверки понимания), выполнение распоряжений учителя (imperative drill – встать, взять, нарисовать, выполнить…) и артикуляционных упражнений, которые также начинались с прослушивания отдельных звуков. С десятого – двенадцатого урока учащиеся должны были воспроизводить звуки после прослушивания описания их артикуляции на родном языке. При работе над произношением использовалось транскрипционное письмо.
После того, как учащиеся приобретали способность правильно и бегло произносить звуки, начиналось усвоение лексики и грамматических конструкций. Характер работы не менялся до конца обучения. Для запоминания лексики Палмер использовал серию вопросов по следующей схеме:
Общий вопрос с новым словом – утвердительный ответ
Общий вопрос с новым словом – отрицательный ответ
Альтернативный вопрос с новым словом
Специальный вопрос с новым словом – ответ с новым словом.
Для усвоения грамматических конструкций Палмер рекомендовал подстановочные таблицы, которые следовало выполнять в быстром темпе. По мнению основоположника устного метода путь к овладению лексическим и грамматическим материалом лежит через его слуховое восприятие, многократное механическое воспроизведение, заучивание наизусть. Сам Палмер характеризовал свой метод как устный, который исключает какие бы то ни было письменные формы работы и материалы для чтения, направлен на развитие памяти и языковых навыков (а не аналитических способностей), признает только восприятие материала на слух и многократную его имитацию. В методике данную методическую концепцию иногда еще называют структурно-имитативной или наглядно-интуитивной методикой.