Устный метод Гарольда Палмера

В ХХ веке иностранный язык становится обязательным предметом в средних учебных заведениях Европы и Америки. Свое дальнейшее развитие получают методы Реформы, модификации которых получили в методике название неопря- мых.

В зависимости от основной цели обучения иностранному языку среди них различают методы обучения:

- (ре)продуктивному владению иностранным языком

1) устный метод Гарольда Палмера

2) аудио-лингвальный (Чарльз Фриз и Роберт Ладо)

3) аудио-визуальный (Риван, Губерина)

- рецептивному владению иностранным языком, среди которых наибольшую известность получил метод обучения чтению Майкла Уэста.

Устный метод Г. Палмера (возник в 20-ые годы ХХ века) имеет сугубо практическую направленность – научить учащихся свободно говорить на иностранном языке.

В трактовке языка опирается на социологическую школу в лингвистике, основу которой составили труды Ф. де Соссюра. Психологическую основу составил бихевиоризм.

Разработана начальная ступень обучения иностранному языку, которая строится на тща­тельно отобранном языковом материале. Г. Палмер впервые в методике обосновал прин­ципы отбора лексического материала для учебных целей и создал конкретный минимум для английского языка. Им были выделены следующие принципы отбора лексики:

- частотность, но разные значения многозначных слов учитывались в лексическом мини­муме отдельно;

- структурная сочетаемость. Слова, дающие наибольшее количество сочетаний отбирались в первую очередь;

- конкретность, отбирались слова, которые можно было семантизировать с помощью на­глядности;

- пропорциональность, разные части речи были представлены в отобранном минимуме в разной пропорции, как и в естественном языке;

- целесообразность, слова отбирались по тематическому принципу.

В соответствии с целями обучения, сформулированными Г. Палмером начальная сту­пень (около полугода) должна была научить учащихся понимать иноязычную речь на слух, распознавать и правильно произносить отдельные звуки, а также безошибочно вос­производить выученный лексический и грамматический материал в беседе на обыденные темы, число которых для этой ступени было очень ограничено.

Г. Палмер считал, что независимо от целей курса иностранного языка начинать обуче­ние следовало всегда с устной речи. В своей методической концепции он разделял все основные принципы, провозглашенные прямистами, и дополнил их своими. Он первым ввел принцип активности и пассивности. К активной работе учащихся он ошибочно от­носил говорение и письмо, к пассивной – чтение и слушание. В качестве одного из глав­ных принципов он рассматривал принцип предварительного пассивного восприятия ино­язычной речи на слух. Этот принцип он распространял на построение всего курса и на виды работы в каждом цикле занятий.

На начальном этапе он рекомендует вводить инкубационный период (1,5 – 2 месяца), в течение которого учащиеся должны “купаться” в речи учителя и приучаться улавливать общий смысл высказываний учителя.

Допуская, что овладение иностранным языком может идти и сознательным путем, на начальном этапе Г. Палмер признавал только интуитивный и подсознательный способ, кото­рый должен основываться на заучивании наизусть. Заучиванию подлежали готовые об­разцы (сочетания слов и предложения), которые предназначались для целостного воспри­ятия без всякого анализа и комментария. На более позднем этапе заученные образцы должны были использоваться для построения предложений по аналогии, а основной зада­чей начальной ступени являлось их накопление. Речь учителя он рекомендовал сопровож­дать жестами, мимикой, показом предметов и действий.

Гарольд Палмер допускал использование родного языка обучаемых при объяснении ар­тикуляции звуков и для раскрытия значения слова.

Итак, обучение по устному методу Г.Палмера начиналось с инкубационного периода, задачей которого было развитие у учащихся подсознательного понимания связной речи и артикуляционных навыков. Для этого предлагалось прослушивание связных высказыва­ний учителя (без проверки понимания), выполнение распоряжений учителя (imperative drill – встать, взять, нарисовать, выполнить…) и артикуляционных упражнений, которые также начинались с прослушивания отдельных звуков. С десятого – двенадцатого урока учащиеся должны были воспроизводить звуки после прослушивания описания их артику­ляции на родном языке. При работе над произношением использовалось транскрипцион­ное письмо.

После того, как учащиеся приобретали способность правильно и бегло произносить звуки, начиналось усвоение лексики и грамматических конструкций. Характер работы не менялся до конца обучения. Для запоминания лексики Палмер использовал серию вопро­сов по следующей схеме:

Общий вопрос с новым словом – утвердительный ответ

Общий вопрос с новым словом – отрицательный ответ

Альтернативный вопрос с новым словом

Специальный вопрос с новым словом – ответ с новым словом.

Для усвоения грамматических конструкций Палмер рекомендовал подстановочные таб­лицы, которые следовало выполнять в быстром темпе. По мнению основоположника уст­ного метода путь к овладению лексическим и грамматическим материалом лежит через его слуховое восприятие, многократное механическое воспроизведение, заучивание наи­зусть. Сам Палмер характеризовал свой метод как устный, который исключает какие бы то ни было письменные формы работы и материалы для чтения, направлен на развитие памяти и языковых навыков (а не аналитических способностей), признает только воспри­ятие материала на слух и многократную его имитацию. В методике данную методическую концепцию иногда еще называют структурно-имитативной или наглядно-интуитивной методикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: