Движущими силами формирования личности являются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития человека.
Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.
Социальные факторы. Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. Окружающая среда способствует развитию и формированию ребенка наиболее эффективно, если она хорошо построена и в ней господствуют гуманные отношения, созданы условия социальной защиты ребенка.
В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.
Во взаимодействии личности и среды надо учитывать два решающих момента:
1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью;
|
|
2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.
Не все, что окружает ребенка, является действительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения.
Среда ближайшего окружения, или микросреда, – это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т.д.
В окружающей ребенка среде есть явления положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные. Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивляясь им.
В связи с этим возникает нужная социально-педагогическая проблема: воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, сопротивляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корригировать поддающиеся контролю влияния среды.