Принципы модульного обучения

Теория модульного обучения базируется на специфических прин­ципах, связанных с коррелирующих с общедидактическими.

Основополагающими, определяющими общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации, являются следующие принципы модульного обучения:

v Модульности.

v Структуризации содержания обучения на обособленные элементы.

v Динамичности.

v Действенности и оперативности знаний и их системы.

v Гибкости.

v Осознанной перспективы.

v Разносторонности методического консультирования.

v Паритетности.

Принцип модульности

Принцип модульности определяет модульный подход к обучению, выражающийся через содержание, организационные формы и методы обучения. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным "функциональным узлам" – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. В широком смысле модуль это учебный элемент в форме стандартного пакета (комплекта), состоящего из следующих компонентов:

- точно сформулированная учебная цель;

- список необходимого оборудования, материалов и инструментов;

- список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи;

- собственно учебный материал в виде текста лекций;

- методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному учебному элементу;

Реализация принципа модульности обеспечивается следующи­ми педагогическими правилами:

- учебный материал нужно конструировать таким образом,
чтобы он в виде модульной программы или модуля вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических цепей;

- учебный материал, охватываемый модулем, должен являться настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цепи, из отдельных модулей;

Принцип структуризации содержания обучения на обособ­ленные элементы

Требует рассматривать учебный материал в рамках модуля не только как единую целостность, направленную а решение интегрированной дидактической цепи, но и как имею­щий определенную структуру, состоящую из обособленных элемен­тов. Этот принцип имеет определенное сходство с принципом де­ления учебного материала на части (порции, шаги) в программи­рованном обучении, однако существует и принципиальное отличие. Данный принцип в программированном обучении требует деления материала на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения порции, тогда как в модульном обучении перед каждым элементом ставится вполне определенная деятельностная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достиже­ние. Элементы могут быть как взаимосвязанными, так и само­стоятельными.

При реализации принципа структуризации содержания обуче­ния на обособленные элементы следует придерживаться следую­щих педагогических правил:

- в интегрированной дидактической цели следует выделять
структуру частных целей;

- достижение каждой частной цели должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

- совокупность элементов, служащих для достижения отдельных подцелей (частных целей) одной интегрированной дидактической цели, должна составлять один модуль.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменениесодержания модулей с учетом динамики социального заказа.

Принцип динамичности модульного обучения описывается следующими педагогическими правилами:

- содержание каждого элемента и, тем самым, каждого мо­дуля может легко изменяться или дополняться;

- конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;

- модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми.

Принцип действенности и оперативности знаний и их си­стемы требует, чтобы обучаемые усваивали только действенные, оперативные знания.

Оперативные знания приобретаются тогда, когда обучае­мые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициа­тиву, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. Очевидно, что говорить о системе действенных и оперативных знаний можно только при их неразрывном единстве с умениями.

При реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

- цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах видов деятельности и способов действий;

- для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное, и междисциплинарное построение содержания модулей;

- обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению;

- необходимо ясно показывать возможности переноса знаний из одной сферы деятельности в другую.

Принцип гибкости требует построения модульной программы и, соответственно, модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

При реализации принципа гибкости в модульном обучении необходимо соблюдать следующие педагогические правила:

- для индивидуализации содержания обучения по критерию базовой подготовленности необходимо проводить входную диагностику знаний;

- входная диагностика знаний должна строиться таким образом, чтобы по ее результатам легко можно было построить индивидуализированную структуру конкретного модуля;

- для индивидуализации содержания обучения исходя из индивидуализированных целей обучения необходимо проводить анализ потребности в обучении со стороны обучаемого или других заинтересованных лиц или организаций;

- для индивидуализации содержания обучения можно пользоваться и комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения; в этом случае индивидуализация должна проводиться двухступенчато, начиная с входной диагностики знаний и кончая анализом потребностей в обучении;

- необходимо обеспечивать индивидуальный темп усвоения;

- методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии учения;

- необходимо обеспечивать индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.

6. Принцип осознанной перспективы требует глубокого пони­мания и осознания обучающимися близких, средних и отдаленных перспектив учения.

При реализации принципа осознанной перспективы в процес­се модульного обучения необходимо соблюдать следующие педаго­гические правила:

- каждому обучающемуся в начале обучения необходимо представить всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период обучения);

- в модульной программе необходимо точно указать комплексную дидактическую цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат;

- модульная программа должна включать в себя программу учебных действий для достижения намеченной цели, то есть обучающийся должен обеспечиваться путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив;

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности педагога.

Педагогические правила реализации принципа разносторонности методического кон­сультирования в процессе модульного обучения следующие:

- учебный материал должен представляться в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации;

- в модулях должны предлагаться различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный, оригинальный путь усвоения;

- в модулях должно осуществляться методическое консультирование педагога по организации процесса обучения: в качестве альтернативных решений должны представляться различные методы и организационные схемы обучения, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходящие для усвоения порции конкретно­го содержания;

Принцип паритетности в модульном обучении требует субъект-
-субъектного взаимодействия педагога и обучаемого.

В основе модульного обучения лежит паритетное взаимодействие педагога и обучающегося на субъект-субъектных основаниях (S1-S2), включая модульную программу (МП) (см. рис. 1).

Рис. 1 Паритетное взаимодействие в модульном обучении

Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения следующих педагогических правил:

- модульная программа (модули) должна обеспечивать возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимся до оп­ределенного уровня;

- модульная программа должна освобождать педагога от выполнения часто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;

- модульная программа (модули) должна создавать условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения;

-

Вышеперечисленные принципы модульного обучения опираются на общедидактические принципы и взаимосвязаны с ними. Почти все они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации прин­ципов модульности, структуризации содержания обучения на обо­собленные элементы, динамичности, действенности знаний и их системы, гибкости, осознанной перспективы и разносторонности методического консультирования. Пути взаимодействия обучаемого с педагогом также определяются принципом разносторонности методического консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: