Идеология системы

Большинство базовых методов менеджмента качества были разработаны еще в довоенные годы в трудах Шухарта, Доджа, Роминга, Фейгенбаума, Джурана, Деминга и др.

Так, широко известны концепции менеджмента качества и идеи А. Фейгенбаума о структурированном воздействии на качество различных видов деятельности, в его TQS-системе [5], и работы по менеджменту качества Джурана [6], и обращение к личности при решении проблем менеджмента качества - труды Деминга [27].

В последние годы был предложен целый ряд подходов, методов и теорий по повышению качества, которые отличались от ранее названных, претендуя на определенную новизну.

В то же время, сравнивая различные подходы к концепции, а также связанные с ними методы и инструментарий, можно убедиться, что они имеют много общего, а их различия позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант для конкретной обстановки.

Сравнивая концепции Фейгенбаума, Деминга и Джурана, можно сделать вывод, что они очень похожи в части выражения их основных взглядов.

Наиболее заметным отличием между перечисленными подходами является то, что методология Джурана ориентирована на руководителей, Деминга – на рядовых исполнителей, а Фейгенбаума – на профессионалов [7].

Учитывая существующую реальность и практику работы отечественных предприятий, нами выбран подход Фейгенбаума, который делает ставку на профессионалов.

Профессионалы, в основном, работают в службе качества. Этому положению соответствует тенденция всемерного усиления этих служб в передовых капиталистических странах и закрепление этих тенденций в системе ИСО. На этих принципах строится и вышеприведенная система качества.

Система качества (система обеспечения качества) – совокупность (комплекс) организационных, технических и административных мер, необходимых для достижения качества. Эти меры разрабатываются, реализуются и обеспечивается их постоянное эффективное функционирование совокупностью организационной структуры, методик, процессов, ресурсов.

Такой подход (концепция) полностью соответствует системе ИСО.

Именно по этим компонентам (структура, методики, процессы, ресурсы – согласно ИСО) оценивается способность системы качества обеспечивать ее надлежащее функционирование.

Отсутствие и недостаточность любого компонента снижает эффективность системы или делает ее неработоспособной. Вместе с тем, система качества – не набор, а органическая совокупность компонентов, в которой каждый из них связан с остальными определенными отношениями.

Организационная структура определяется как обязательства, полномочия и взаимоотношения, согласно которым организация выполняет свои функции. Система не будет действенной, т.е. не будет способной эффективно функционировать, если не будет выявлена вся совокупность функций, характеризующих эту систему.

Функция отвечает на вопрос: что должно делаться в системе?

Функции в системе качества не только определяют содержание деятельности в системе, но являются ее структурообразующим элементом (строительным блоком) [6].

Исследованиями установлено [7], что для целей менеджмента на предприятии с максимально сложным производством, необходимо выполнение порядка 40 специальных функций. Состав функций установлен на основе рекомендаций ИСО 9004-1 и охватывает все элементы качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: