Роль и структура службы качества

Следующий важнейший фактор идеологии – кто, какие службы, подразделения должны осуществлять эти функции.

Наши подходы склоняются к подходам А. Фейгенбаума. Это должны делать профессионалы, работающие в службе качества.

Весь управленческий блок функций, его функционирование обеспечивается службой качества или, точнее, управленческим блоком службы качества.

Структурно, это может быть и один человек на маленьком предприятии, бюро или группа – на небольшом предприятии, отдел – на среднем, или несколько отделов – на крупном. Так, например, в практике отечественных предприятий, достаточно крупных, заинтересованно занимающихся проблемами качества, для функционирования блока управляющих функций создаются отделы:

1. Управления качеством.

2. Надежности изделий.

3. Статистических методов.

Блок обеспечения качества (решение его функций) обеспечивается всеми службами и подразделениями предприятия, согласно их обязанностям в деле обеспечения качества, но главной, центральной службой здесь является служба качества.

Некоторые функции этого блока служба качества осуществляет сама (например, контроль и испытания), в других она является ведущей (работа с поставщиками по качеству и входной контроль, управление производственными процессами, управление несоответствующей продукцией, работа с потребителями по качеству), в остальных – работа и влияние службы качества также весьма значительны.

Структурно, это подразделение технического контроля (ОТК), которое ведет технический контроль и испытание продукции в процессе производства, организует работу по бездефектному изготовлению продукции на производстве и активно контролирует производственный процесс, проводит входной контроль и работу с поставщиками, проводит испытания и контролирует качество продукции на стадии упаковки и хранения, ведет работу с несоответствующей продукцией и работу с потребителями, а также, в рамках функции – управление ресурсами, осуществляет метрологическое обеспечение, работу с документацией, активно участвует в такой стадии, как анализ рынка и контракта.

В отечественной практике ОТК должен быть на любом предприятии как обязательная часть его структуры. Численность работников ОТК составляет 5-10% от численности работающих на предприятии. Структура зависит от величины предприятия и продукции, которую она производит.

На крупных предприятиях для осуществления функций этого блока могут, помимо ОТК могут быть и другие отделы, например – метрологический, отдел работы с потребителями (техобслуживания), отдел испытаний, отдел входного контроля и т.п.

Структура и задачи службы качества, руководителя этой службы, задачи и ответственность других служб предприятия, участвующих в процессе создания продукции, составляют организационную структуру системы. Это отдельный раздел системы. Этот раздел включает положение и в определенной степени соответствует элементу 1 – «ответственность руководства».

Кроме этого раздела, в соответствии с СК-ИСО, имеется раздел, который включает политику предприятия и руководство по качеству (описание системы).

Структурная схема системы приведена на рис. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: