А)за счет совершенствования управления АТ:
Эупр = Чб * Ор * Пупр/100, чел.
Пупре – снижение трудоемкости за счет совершения управления АТ, %.
Б) За счет сокращения потерь рабочего времени:
Эпот = (Чб * Ор – Эгр – Эр – Эу – Эоб – Эупр) *Ппот/100, чел.
Ппот – снижение потерь рабочего времени, %.
Ппот = , %
Тпб и Тпп – неявки на работу по всем причинам от календарного времени соответствующего в базисном и плановом периоде.
Уменьшение численности персонала в плановом периоде:
Э = Эгр + Эр + Эу + Эоб + Эупр + Эпот, чел.
Доля перевозок прироста за счет повышения производительности труда:
Кп = 100 –
Где Кч % роста численности персонала
Ко % роста численности объема перевозок.
Кч = Чп/Чб *100,%
Норматив затрат заработной платы (без выплат из фонда материальных поощрений)
Нп = Фзб/Об * , %
Где Фзб – фактический фонд заработной платы персонала в отчетном году, руб.
Об – объем перевозок в отчетном году, руб.
∆З и ∆П – прирост средней заработной платы и производительности труда в плановом периоде, %.
|
|
Относительный прирост средней заработной платы на 1% повышения производительности труда:
С = ∆З/∆П
Производительность труда АТП измеряется в стоимостном и натуральных выражениях.
В стоимостном выражении производительности труда есть отношение доходов или выручки к среднесписочной численности работников АТП.
Натуральная выражается – отношение объема перевозок или транспортные работы к среднесписочной численности работников.
Производительность труда ремонтных рабочих - будет отношение количества выполненных То1 и То2 к среднесписочной численности работников, работающих на этих работах.
Производительность труда ремонтных рабочих по ТР и ПС – отношение трудоемкости работ по ТР к среднесписочной численности работников.
Норма времени – количество времени, необходимое для выполнения работ.
Нормативная трудоемкость – время, необходимое для производства единицы продукта по нормативу.
Для определения производительности труда в смешанных АТП применяются коэффициенты перевода тонны груза, одного платного километра в таксомоторах.
1 тонна – 3…10 привед, т.км.
1 пасс/км – 0,25…0,40 привед. т км.
1 плат/км – 4 приведен т км.
Фактическая трудоемкость – фактическое время на произвоство единицы продукта за определенный период времени.
Основные направления, влияющие на производительность труда:
Модернизация и механизация на транспорте | Транспортный процесс и технология перевозок | Организация труда | Прочие факторы |
1 Модернизация основных фондов 2 Совершенствование структуры парка АТП 3 Повышение уровня механизации работ по ТО и ТР 4 Повышение уровня мех. Погрузочно-разгрузочных работ 5 Совершенствование и развитие производственно технической базы АТП 6 Развитие средств связи и вычислительной техники 7 Применение новых эксплуатационных материалов 8 Совершенствование конструкций ПС | Совершенствование технологии перевозок Широкое применение новых технологий в организации проведения ТО и ТР Широкое применение автопоездов и прицепов Широкое применение поддонов, пакетов Совершенствование оперативного управления Развитие и совершенствование диспетчерского руководства Широкое применение операций и специализаций на транспорте | Повышение трудовой производительности и технических дисциплин Совершенствование форм и методов организации труда водителей и ремонтных рабочих Совершенствование оплаты труда работников транспорта и его материальное стимулирование Совершенствование технологий нормирования труда на транспорте Дальнейшее совершенствование форм соревнований на транспорте Повышение технико культурного образовательного уровня работников транспорта Повышение уровня работников транспорта | Строительство дорог с твердым покрытием Повышение безопасности движения ТС Повышение объемов перевозок груза Совершенствование структуры n груза Совершенствование ценообразования на транспорте Совершенствование материально технического обеспечения Влияние природно климатических условий на работу транспорта Изменение дальности перевозок грузов и пассажиров. |
Наименование груза и расстояние перевозок | Марки автомобиля | Планируемый объем перевозок данного вида груза | |||||
ЗИЛ | МАЗ | КРАЗ | ГАЗ | Мерседес | Камаз | ||
1 Перевозка картофеля на расстояние 1 км 2 Зерно расстояние 2 км … и тд | 100 тонн 200 тонн |
Критерий экономической эффективности по каждому виду груза, расстоянию перевозок автомобиля – минимальной себестоимости и максимальной производительности.
|
|
Определить оптимальную структуру парка и определим оптимальную иарку для перевозки данного вида груза при минимальной себестоимости и максимальной производительности.
К производственной технической базе относятся автотранспорт представляющий собой совокупность авто дорог, средств производства и производственно технической базы.
Автомобильные дороги, современная дорога – сложный комплекс сооружений, обеспечивающий безопасное удобное движение автомобиля с высокими скоростями и нагрузками, а также обслуживание водителей и автомобилей. Виды обслуживания на дорогах можно разделить на три группы:
1. Общие услуги, включающие информацию об условиях движения, средства связи, места для остановок и отдыха.
2. Обслуживание потребностей пассажиров и водителей, обеспечение заправки топливом, тех обслуживание автомобилей, питание пассажиров и водителей, ночлег.
3. Аварийная служба, предусмотренная медицинская помощь, ремонт автомобилей.
Производственно техническая база: АТП, автовокзалы, автостанции, СТО, АЗС, ТЭП, авто гостиницы (мотели), авторемонтные заводы и мастерские.
Нормы труда подразделяются на:
- нормы времени
- выработки
- нормы обслуживания
- управляемости
Нормы времени представляют собой количество времени, необходимое для выполнения определенного объема работы.
Нормы выработки – объем работ, который необходимо выполнить за единицу времени.
Норма обслуживания – количество единиц оборудования, рабочих мест или количества людей, которые должен обслужить рабочий или служащий за определенное время. Для руководителей и работников рассчитываются нормы управляемости, которые представляют собой оптимальные с точки зрения управления, число работников, приходящихся на одного конкретного руководителя.
|
|
Нормы труда по степени обоснованности подразделяются:
- научно обоснованные
- хронометражные
- опытно статистические
В соответствии с классификацией затрат рабочего времени, в состав научно обоснованных норм времени включаются 5 основных элементов:
1. Подготовительно-заключительное
2. Основное время
3. Вспомогательное время
4. Время обслуживания рабочего месса
5. Время регламентированных перерывов на отдых и естественные надобности
Нвр = Тпз + То + Тв + Тобсл + Тотд – норма времени
Топ = То + Тв
Тист = Топ + Тобсл + Тодт
Нвр = Тпз + Тист
Сумма основного спомогательного времени составляет оперативное время (Топ). Сумма оперативного времени на обслуживание, отдых и естественные надобности составляет суточное время. Норма подготовительно заключительного времени рассчитывается на партию изготовленных изделий, а не на единицу продукции и не зависит от размера акций. Время обслуживания рабочего места, перерыв на отдых и иные надобности принято выражать в % от оперативного времени. Подготовительно заключительное время включает в себя затраты времени водителя на прием автомобиля перед выездом из гаража и сдачу его по возвращению с линии, получение и сдачу путевого листа и другой транспортной документации. Оперативное время включает в себя основное вспомогательное время. В основное время входят затраты времени на движение автомобиля(с грузом и без) и на выполнение работ.
Вспомогательное включает в себя затраты на маневрирование автомобилем, открытие и закрытие бортов, прогревание двигателя, оформление документации на получение и сдачу груза. Время обслуживания рабочих мест не перекрываемое состоит из затрат времени на заправку во время поездки, маслом, водой, подкачку шин и дополнительные небольшие работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных агрегатов и механизмов, время на отдых, затраты времени …. труде.
|
|
Затраты времени на подготовку – операции по обслуживанию рабочего времени планированного в размере 18 млн в смену. В соответствии с утвержденными условиями оплаты труда водителя. Фотография рабочего дня представляет собой последующее наблюдение и замеры всех затрат рабочего времени в течение смены. Она позволяет установить потери рабочего времени и их причины, необходимые затраты рабочего времени и времени отдыха, загрузку рабочих в бригаде.
Хронометраж – метод изучения оперативного времени, посредством наблюдения и измерения повторяющихся элементов операций.
Он позволяет получить необходимые материалы для разработки нормативов основного и вспомогательного времени.
Хронометраж может быть сплошным, когда измеряются элементы операции в их технологической последовательности и выборочным, когда измеряется отдельные элементы операции независящие от последовательности.
Например, операция тронувшегося с места и включившего 4 передачу, выполняется водителем и состоит из следующих элементов:
- пустить двигатель
- тронуться с места на 1 передаче
- включить 2 и 3 передачу последовательно
- включить 4 передачу