Основные различия оперантного и медиаторного подходов в социальной психологии

Оперантный подход (Скиннер) Медиаторная линия развития (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура, Р.Уолтерс)
Различие в схемах научения
Вместо предложения стимула, вызывающего определенную реакцию экспериментатор, наблюдая за организмом, ждет случайного появления реакции в интересующем его направлении. Ее проявление сразу же подкрепляется. Продуктом научения здесь оказывается оперантное поведение или оперант Экспериментатор воздействует на организм условным раздражителем и подкрепляет его безусловным. После ряда повторений реакция ассоциируется с этим новым (условным) стимулом. Продуктом научения по такой схеме оказывается респондентное поведение - т.е. поведение, отвечающее на определенный стимул
Различие в категориальном аппарате
Стимул - физическое или материальное событие, которое должно быть наблюдаемым и манипулируемым. Драйв (drive - побуждение) - термин, используемый для выражения отношения между некоторыми предшествующими операциями экспериментатора и силой ответа организма в результате Разделяют стимулы и реакции на внешние и внутренние, заменяя схему "S - R" на "S - г - s - R". Внутренние стимулы выступают как посредники, не вызывающие прямой реакции, а лишь сигнализирующие о ней. Драйв - некая сила внутри организма, которая активизирует поведение в направлении подкрепления (т.е. выступает как импульс к действию).

Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Научение представляется как установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его. Существуют две тенденции в области необихевиористского подхода в социальной психологии: оперантный подход, делающий акцент на подкрепление наиболее успешных действий (оперантное обусловливание) как основной механизм формирования и модификации поведения, и медиаторный, продолжающий линию традиционного бихевиоризма, усматривающего механизм научения в закреплении необходимой связи между стимулами и реакциями. 3). Оперантное обусловливание - вид научения, осуществляемого за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы. Понятие оперантного обусловливания предложено американским психологом Э. Торндайком и разработано Б. Скиннером.

Основными теориями необихевиоризма в социальной психологии являются: теория агрессии и подражания, теория диадического взаимодействия, теория социального обмена.

Важными категориями для необихевиоризма в социальной психологии, объясняющими механизмы поведения человека, выступают:

генерализация (обобщение) - тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с другим, новым, но похожим стимулом;

дискриминация (дифференциация) - способность индивида различать нужный стимул среди других и реагировать именно на него;

подкрепление (позитивное и негативное) - действия экспериментатора (других людей), приводящие к наблюдаемым изменениям во внешних реакциях индивида.

19. Общая характеристика современных социально-психологических теорий

Характеристика конкретных социально-психологических теорий, разрабатываемых различными авторами и относящихся к данным направлениям, будет дана в следующих разделах.

Рис. 11

  НАПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЯ
КОГНИТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Объяснение социального поведения через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Человеческое поведение определяется характером протекания познавательных процессов 1 Теория структурного баланса (Ф.Хайдер) 2.Теория коммуникативных актов (Т.Ньюком) 3.Теория когнитивного диссонанса (А.Фестингер) 4.Теория конгруэнтности (Ч.Осгуд, П.Танненбаум)
НАПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЯ
КОГНИТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Объяснение социального поведения через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Человеческое поведение определяется характером протекания познавательных процессов 1 Теория структурного баланса (Ф.Хайдер) 2.Теория коммуникативных актов (Т.Ньюком) 3.Теория когнитивного диссонанса (А.Фестингер) 4.Теория конгруэнтности (Ч.Осгуд, П.Танненбаум)
НЕОБИХЕВИО-РИЗМ Основная проблема - научение. Через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Человек - совокупность вербальных и двигательных реакций на внешние воздействия (стимулы), в качестве которых могут выступать и люди 1.Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Доллард) 2.Теория диадического взаимодействия (Д.Тибо, Г.Келли) 3.Теория социального обмена (Д.Хоманс)
ПСИХОАНАЛИЗ Все формы культуры и социальной жизни сводятся к проявлениям первичных влечений. Человек - это "поле битвы" между животной природой и обществом, представленным, прежде всего семьей. Бессознательные влечения с детства закладывают определенное социальное поведение и предпочтения человека, которые зачастую находятся в противоречии с общественными нормами, что приводит к формированию защитных механизмов 1.Динамическая теория группового функционирования (В.Байон) 2,Теория группового развития (В.Беннис, Г.Шепард) 3.Трехмерная теория интерперсонального поведения (В.Шутц)
ИНТЕРАКЦИ-ОНИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Поведение людей определятся значениями, которые они придают предметам окружающего мира. Этими значениями люди «обмениваются» в ходе коммуникации. Формирование личности происходит в ходе взаимодействия (интеракции), являющегося основной социальной детерминантой человеческого поведения. 1. Символический интерак-ционизм (Д.Мид, Г.Блумер, Н.Дензин, Т.Шибутани, А.Роуз, А.Стросс, М.Кун) 2.Ролевые теории (Т.Сарбин,Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) З Теории референтной группы (Г.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р.Мертон)

20. Теории агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура)

Данная теория представлена взглядами Н. Миллера, Д.Долларда (30-40-е гг.), А. Бандуры (60-70-е гг.).

В конце 30-х гг. Н. Миллер, Д. Доллард, Д. Маурер, Р. Сиэрс сформулировали гипотезу фрустрации - агрессии, признавая за 3. Фрейдом первенство установления связи между этими явлениями. Ее суть сводилась к следующему: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основными используемыми понятиями выступали: фрустрация - эмоционально тяжелые переживания, сопровождающиеся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели; фрустратор - непреодолимый барьер, стоящий на пути достижения желаемой цели, удовлетворения потребности; агрессия – «поведение, цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок»; сдерживание - тенденция сдерживать действия «вследствие ожидаемых негативных последствий от вовлечения в них»; смещенная агрессия - перенос агрессии на другие объекты вследствие существования каких-либо условий, препятствующих уничтожению фрустрации. В дальнейшем авторы «модифицировали» свою гипотезу. Агрессия стала основной, но не единственной реакцией на фрустрацию.

Другой важной проблемой является проблема подражания (имитации). Авторы теории в работе «Социальное научение и подражание» рассматривают подражание как объект инструментального научения. При этом к фундаментальным факторам научения они относят: 1) драйв - влечение, побуждение, которое (при достаточной силе) может выполнять роль стимула; 2) сигнал - внешний аспект стимула; он определяет, когда и где произойдет реакция и какой она будет; 3) реакция - единица поведения индивида; 4) вознаграждение - положительный тип подкрепления; ее главная функция - снять напряжение, связанное с драйвом. Именно поэтому природа побуждения определяет природу вознаграждения.

Таким образом, содержание подхода сводится к следующему. Среди прочих побуждений существует побуждение подражать. Одним из наиболее важных классов сигналов в ситуации социального научения является поведение других. Наблюдая поведенческие реакции людей на определенные сигналы (одни из которых ведут к вознаграждению, а другие - нет), человек приобретает определенную иерархию ценностей сигналов. Таким образом, объектом научения оказывается не реакция, а связь между специфическим сигналом и определенной реакцией.

Новое поведение - это новые комбинации "старых" реакций. Парадигма всех ситуаций научения представляет пятичленку: сигнал - внутренняя реакция - драйв - внешняя реакция - вознаграждение. Авторами подчеркивается роль подкрепления как необходимого предшествующего условия приобретения имитирующего поведения. При этом приближение к модели (объекту подражания) достигается через наделение этой модели дискриминативно-стимульной функцией, обеспечивающей дифференцированное подкрепление различных реакций индивида на сигналы. Причем, приобретая способность к копированию удачного с точки зрения вознаграждения поведения других, индивид переносит этот тип поведения и на другие (похожие) ситуации.

А. Бандура выступал с критикой тенденции прямого переноса данных из мира животных на социальный мир. Говоря о возникновении новых форм поведения у человека, он подчеркивал, что инструментальное обусловливание и подкрепление должны рассматриваться как выбор реакции среди уже имеющихся в репертуаре индивида. Подкрепление рассматривается как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Ему принадлежит центральная роль в усилении и поддержании различных поведенческих тенденций.

Отвечая на вопрос о том, как могут приобретаться образцы поведения, А.Бандура допускает два варианта: а) через прямой личный опыт; б) через наблюдение поведения других. Автор выделяет возможные направления влияния модели на наблюдателя: 1) посредством наблюдения поведения модели могут приобретаться новые реакции; 2) через наблюдение последствий поведения модели может модифицироваться существующее поведение наблюдателя; 3) наблюдение поведения другого человека (модели) может облегчать реализацию индивидом ранее приобретенных реакций.

Бандура исходит из того, что основными контролирующими факторами человеческого поведения являются: 1) Предшествующие стимулы. «Среди многочисленных сигналов, влияющих на поведение людей в любой данный момент, нет более эффективных, чем действия других». 2) Влияние обратной связи (главным образом в форме подкрепляющих последствий поведения). «Поведение экстенсивно контролируется его последствиями. Реакции, которые порождают невознаграждаемые или наказуемые последствия, имеют тенденцию быть отброшенными, а те, которые приводят к вознаграждаемым исходам, остаются и усиливаются». В качестве подкреплений могут выступать: оказываемое человеку внимание, его отвержение, словесное одобрение или выговор и т.д. Бандура выделяет следующие виды подкреплений: подкрепление собственных исходов; наблюдаемое подкрепление (его особенность: наблюдаемые вознагражде­ния действий модели усиливают, а наказания уменьшают в наблюдателях стремление следовать поведению модели); самоподкрепление через реакции самооценки. 3) Когнитивные процессы важны для первоначального заимствования действий у модели в символической форме, сохранения или отбрасывания возможных альтернативных вариантов действия. Сформулированные принципы научения Бандура пытался реализовать в исследовании агрессивного поведения («Агрессия: анализ с позиции теории социального научения»). В этой связи он вычленяет: с одной стороны, - проблему приобретения поведения (через научение); с деструктивным потенциалом (агрессии); с другой стороны, - проблему факторов, «определяющих, будет ли личность реализовывать то, чему она научена».

Тем самым он отрицает утверждение о наличии внутреннего драйва у человека, требующего разрядки и пытается связать имеющийся негативный опыт и ожидаемые последствия с эмоциональным возбуждением и мотивацией. При этом фрустрация, по его мнению, - это только один и необязательно самый важный фактор, влияющий на агрессивное поведение человека. «Агрессия вообще лучше объяснима на основе вознаграждающих ее последствий, чем на основе фрустрирующих условий и наказаний, которые она навлекает» (А. Бандура). Недостатки теории агрессии и подражания: подкрепление признается основной детерминантой, регулятором поведения; не были исследованы групповые процессы; исследования проводились в рамках лабораторного эксперимента, не учитывалось влияние социума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: