Теория социальной идентичности Г. Тэджфела

Социальный психолог Г. Тэджфел (H. Tajfel) разработал «теорию социальной идентичности» (Social Identity Theory – SIT). Он определял социальную идентичность как ту часть «Я- концепции» индивида, т. е. идентичности индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значе- нием, придаваемым этому членству [Цит. по: 1]. Иначе говоря, это «знание индивида о том, что он принадлежит к опреде- ленной группе, и эмоциональная значимость для него груп- пового членства» [Цит. по: 1]. При этом формирование социальной идентичности, по его мнению, происходит посредством трех шагов:

– первый шаг: социальная категоризация – упорядочива- ние социального окружения в терминах группировки лично- стей способом, который имеет смысл для индивида. То есть индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (например, определяет себя как мужчину или женщину, как человека определенной национальности, веро- исповедания и т. п.);

– второй шаг: социальная идентификация – процесс, по- средством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию, т. е. усваивает нормы и стереотипы поведения, свойственные группам членства;

– третий шаг: социальная идентичность – получение не- которого итога – полного социального отождествления инди- вида, т. е. приписывание себе усвоенных норм и стереотипов сво- их социальных групп таким образом, что они становятся внут- ренними регуляторами социального поведения индивида.

Исходя из вышеприведенной схемы и придавая особое значение процессам идентификации и сравнения, Г. Тэджфел приходит к следующим выводам: «

а) индивиду свойственно стремление к положительной Я-концепции (к позитивной идентичности);

б) достигается это через категоризацию соци- ального мира и идентификацию себя с определенными кате- гориями, за счет которых индивид получает свою социальную идентичность как составляющую Я-концепции;

в) группы, к которым индивид себя приписал, в свою очередь должны обеспечивать положительный вклад в Я-концепцию, и это будет вызывать процесс дифференцирования категории членст- ва от других категорий;

г) дифференцирование происходит при помощи процесса сравнения собственной группы с други- ми по предпочтительным для ингруппы измерениям;

д) предыдущие процессы приводят к тому, что группы будут всегда искать положительные отличия и стремиться увеличить их, проявляя фаворитизм по отношению к группе членства» [35].

Таким образом, данная теория не только способствовала раскрытию механизма социальной идентификации, но и за- ложила основы современной теории стереотипизации, объяс- няющей причины возникновения дискриминационных сте- реотипов (гендерных, этнических, расовых и др.). Как пишут сами авторы: «Теория позволяет объяснить базисные процессы в межгрупповой конкуренции, а также формы и стратегии межгруппового поведения и социальные конфликты в стра- тифицированном обществе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: