Динамика культуры. Вопросы для обсуждения

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «культурной динамики».

2. Основные факторы и механизмы культурной динамики. Основные формы межкультурных контактов.

3. Модели социокультурной динамики.

4. Историческая типология культур.

Приступая к изучению данной темы, надо усвоить, что культура – явление постоянно изменяющееся под влиянием множества факторов. Динамикой культуры (культурной динамикой) обычно принято обозначать целостный, упорядоченный процесс изменения культурных систем, имеющий стадиальность и определенную направленность.

Первые научные представления о культурной динамике появились в европейской мысли XIX века. Правда, сам термин «динамика» еще не употреблялся. Говорили о постепенно закономерном развитии общества и культуры, предполагая культурные изменения как движение от простого к сложному. Начиная с ХХ века, происходит расширение представлений о характере и направленности изменений в культуре. Теперь под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любые трансформации культуры, в том числе кризисы, возврат к старому, полное исчезновение и т.д.

Основными факторами, влияющими на динамику культуры являются:

- природный фактор, так как культура в значительной степени зависит от природных условия, в которых она существует и изменение которых неизбежно вызывает процессы трансформации культуры;

- социально-экономический фактор, который включает не только уровень развития и характер экономики, но и благоприятный (или неблагоприятный) экономический и политический климат в обществе, что может стимулировать или сдерживать творческую активность личности и т.д.

- фактор, связанный с политической организацией общества и политическим режимом, которые влияют на систему управления культурными процессами и институтами;

- фактор взаимодействия культур между собой, который может выражаться в различных формах межкультурных контактов: диалог равноправных культур, который ведет к взаимному обогащению культур; адаптация отдельных инородных элементов, заимствованных из других культур, к собственным культурным традициям; трансформация культуры как реакция на сильное внешнеевоздействие (например, крутой поворот в древнерусской культуре в результате христианизации); культурная интеграция, которая ведет к созданию новой синтетической культуры, являющейся общим детищем предшествующих культур (например, возникновение средневековой европейской культуры было результатом интеграции античных традиций, христианства и культуры варваров, населяющих Европу); эрозия культуры и ее разрушение, если сильномувнешнему воздействию подвергается культура, не имеющая достаточного «запаса прочности», не способная к сопротивлению или собственной трансформации; открытая конфронтация, борьба культур, если каждая обладает необходимым «запасом прочности»; и т.д.

- фактором, вызывающим культурную динамику, является и внутренняя логика развития отдельных элементов культурной системы; так, открытие ученого может послужить толчком к последующим исследованиям и открытиям, даже если сам ученый не хотел бы этого, опасаясь негативных следствий для человека и человечества, для культуры человечества;

- фактором культурной динамики могут являться и противоречия, свойственные вообще общественному развитию: противоречие между индивидуальным характером деятельности и надындивидуальным существованием результатов этой деятельности; между свободой творчества и нормированностью творческой деятельности; между статикой как состоянием покоя, неизменности общества и постоянного движения в общественной жизни; между традицией как формой закрепления и сохранения достигнутого и постоянным новаторством; и т.д.

Осмысливая процессы культурной динамики, исследователи пришли к выводу, что направленность культурных изменений может иметь два основных типа - линеарный и циклический. Первый представляет собой процесс последовательного и необратимого изменения уровня сложности и организованности культуры. Эта линеарная модель культурной динамики может быть графически представлена в виде «стрелы времени», хотя ее направленность в разных модификациях модели была различна: а) прогрессивная модель, когда происходит постоянное развитие культуры (И.Гердер, марксизм, К.Ясперс и др.); б) эволюционистская модель подчеркивает единство и неизменность человеческой психики, что выражается в одинаковости черт культуры всех народов и эпох (Э.Тайлор и др.); в) реверсивная модель, представляет собой постепенную деградацию культуры, человека и общества («стрела времени» обращена в прошлое в работах Ж.-Ж. Руссо и др.). Модификации линеарной модели возможны и в зависимости от того, что признается источником и целью изменений в обществе и культуре. Циклическая модель представляет собой последовательность повторяющихся фаз или состояний в культурной системе: а) модель круговорота предполагает постепенное развитие культуры человечества от примитивных форм к сложным и совершенным, но конечный момент в этом процессе – кризис культуры, который возвращает ее к исходным формам, и все повторяется вновь (Г.Зиммель и др.); б) модель круговорота, которая относится к отдельным культурно-историческим типам (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и др.); в) вариантом циклической модели является инверсия, при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому и т.д.

Помимо двух «чистых» форм культурной динамики реальный ход истории демонстрирует модели, синтезирующие в себе черты и фазы двух основных. К ним относятся: а) д евиантная модель (Л.Уайт, А.Кребер и др.), которую можно изобразить в виде ветвящегося дерева, где ствол – магистральная линия развития общества и культуры, а ветви – отклонения от нее, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления; б ) волновая модель (П.Сорокин и др.) сочетает циклические и линеарные процессы изменения, обратимые и необратимые; в) синергетическая модель – одна из последних моделей динамики культуры, которая перенесла на культуру законы самоорганизации систем. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит два этапа. Первый этап – плавное эволюционное развитие системы с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении определенного внешнего воздействия. Второй этап – скачок, моментально переводящий систему в качественно новое состояние. В этот момент бифуркации (ветвления) происходит реализация одной из существующих возможностей, и возврат к исходному состоянию уже не возможен. Причем выбор возможности случаен, определяется случайным стечением обстоятельств.

В основе культурологического исследования истории мировой культуры лежит историческая типология культур – выделение в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культур, определение места этих культур в культурно-историческом процессе. В современной культурологии существуют следующие принципы выделения исторических типов культур: (1) географический – локализация культур в географическом пространстве; (2) хронологический - локализация во времени: выделение самостоятельных этапов в историческом развитии культур; (3) национальный – изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: