Теория трансактного анализа

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США) в ответ на необходимость оказания помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание, что один и тот же человек может во время разговора вести себя то как взрослый, то как ребенок, то копировать поведение своих родителей. Анализируя подобные явления, Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех составляющих, которые обусловливают характер общения между людьми.

С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как "Родитель", "Взрослый", "Ребенок". Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция "Ребенка" может быть определена как позиция "Хочу!", позиция Родителя как "Надо!", позиция "Взрослого" — объединение "Хочу" и "Надо") (схема 9).

Особенности позиций следующие:

1) Родительское "Я" (критическое или заботливое) - состоит из правил, норм, позволяющих индивиду успешно ориентироваться! в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.

2) Взрослое "Я" - состояние, принимающее и логически перерабатывающее поступающую информацию, принимающее решения обдуманно, без эмоций, проверяя их реалистичность.

3) Детское "Я" (естественное или спонтанное, приспосабливающееся, бунтующее) - состояние, следующее на поводу собственным желаниям, советам взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем.

Все состояния "Я" необходимы, правильны и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое "Я" активно, нет ли ощутимых диспропорций в представленности определенного "Я", неадекватности использования данных позиций. Форма репрезентации каждого из состояний обнаруживается в трансакции. Трансакция - единица коммуникации между двумя или более персонами. Трансакции показывают, с каких инстанций личности (состояний) собеседник обращается к другому человеку.

Бывают разные виды трансакций.


Позиции "Я" и типичные способы поведения и высказываний в ходе взаимодействия

Позиции Типичные способы поведения Типичные высказывания
Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает «Не бойся», «Мы все тебе поможем»
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опоздал на работу?», «Каждый должен выполнять свои обязанности и не ссылаться на причины», «К вечеру все сделать!»
  Взрослый Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения «Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»
Спонтанный ребенок Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентрическое поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно, я бы так не смог!», «Ух ты, какая красота получилась!»
Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас могут быть неприятности», «»Что же я теперь должен делать?»
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете!»

Все состояния "Я" необходимы, правильны и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое "Я" активно, нет ли ощутимых диспропорций в представленности определенного "Я", неадекватности использования данных позиций. Форма репрезентации каждого из состояний обнаруживается в трансакции. Трансакция - единица коммуникации между двумя или более персонами. Трансакции показывают, с каких инстанций личности (состояний) собеседник обращается к другому человеку.

Бывают разные виды трансакций:

параллельные (дополнительные) - трансакция-стимул и трансакция-ответ не пересекаются, а дополняют друг друга (например, обращение "Взрослого" к "Ребенку", ответ "Ребенка" "Взрослому");

пересекающиеся - трансакция-стимул и трансакция-ответ пересекаются (например, обращение "Взрослого" к "Взрослому", а ответ критикующего "Родителя" "Ребенку");

скрытые - трансакции, смысл которых не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст).

Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят "дополнительный" характер, то есть совпадают: если партнер обращается к другому как "Взрослый", то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции "Взрослого", а тот отвечает ему с позиции "Родителя", то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае трансакции являются "пересекающимися".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: