III. Синтаксические средства (стилистические фигуры)

1. Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

- Вывели лошадей. Не понравились они мне.

- Зимы ждала природа.

2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:

- Тёркин мой — к огню поближе (Твард.).

- Я за свечку, свечка — в печку (Чук.).

3. Умолчание — незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

- Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал… (Ее).

4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт ма­неру беседы:

- Что же такое эта сигнализация?

- Как выйти из кризиса?

5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу?

- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее).

6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций, идей:

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к ми­лой до порога

- Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! (Ее).

7. Риторическое восклицание — для демонстрации высшей точки концентрации чувств:

- О времена, о нравы! (Цицерон).

- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).

8. Период — синтаксическая структура, в которой 1-ая часть – эпическое повествование, 2-ая — вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой сте­пени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой ли­тературы?

9. Параллелизмы — сходное расположение элементов, однотипное построние:

- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел

- Книга — хранилище знаний. Книга — вместилище всего вел кого опыта человечества. Книга — неистощимый источник э тетических раздумий.

10. Градация — постепенное, последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности, «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

- Не жалею, не зову, не плачу, …

- Звериный, чужой, неприглядный мир.

- Никто не даст нам избавленья, Ни Бог, ни царь и ни герой…

11. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:

- Глупый осудит, а умный рассудит.

- Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.

12. Анафора — повтор, повторение начальных слов:

- Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём.

- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами.

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.К. Толстой «Коль любить, так без рассудку...»)

13. Эпифора — повтор, повторение конечных слов:

- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).

14. Композиционный стык — повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:

- О, весна, без конца и без края, без конца и без края мечты (Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция — разделение предложения на части; является средством экспрессии создания новых смыслов:

- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.

- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.

- На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16. Именительный представления — изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание:

- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени…

17. Разговорные синтаксические конструкции — особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности раз­говорного стиля:

- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.).

- А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла высто­ять Ленинграду

18. Вопросно-ответные конструкции - неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:

- Какие новости?- спросил офицер.

- Хорошие!

19. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды одно­родных членов, вводные структуры и др. — могут быть средством выразительности:

- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).

- Фёкла, за доктором! (М.Г.).

- За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Март.).

- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).

20. Многосоюзие — такое построение строфы, эпизода, сти­ха, абзаца, когда все основные входящие в него логически значимые фразы (отрезки) связаны одинаковым союзом:

Пример: И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды. (И.А. Бунин «Одиночество»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: