Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Синтаксические средства (стилистические фигуры)




1. Инверсия— изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

- Вывели лошадей. Не понравились они мне.

- Зимы ждала природа.

2. Эллипсис— пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:

- Тёркин мой — к огню поближе (Твард.).

- Я за свечку, свечка — в печку (Чук.).

3. Умолчание— незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

- Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал… (Ее).

4. Вопросительное предложение— синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт ма­неру беседы:

- Что же такое эта сигнализация?

- Как выйти из кризиса?

5. Риторический вопрос— вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу?

- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее).

6. Риторическое обращение— выделение важных смысловых позиций, идей:

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к ми­лой до порога

- Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! (Ее).

7. Риторическое восклицание— для демонстрации высшей точки концентрации чувств:

- О времена, о нравы! (Цицерон).

- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).

8. Период— синтаксическая структура, в которой 1-ая часть – эпическое повествование, 2-ая — вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой сте­пени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой ли­тературы?

9. Параллелизмы— сходное расположение элементов, однотипное построние:

- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел

- Книга — хранилище знаний. Книга — вместилище всего вел кого опыта человечества. Книга — неистощимый источник э тетических раздумий.

10. Градация— постепенное, последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности, «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

- Не жалею, не зову, не плачу, …

- Звериный, чужой, неприглядный мир.

- Никто не даст нам избавленья, Ни Бог, ни царь и ни герой…

11. Антитеза— стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:

- Глупый осудит, а умный рассудит.

- Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.

12. Анафора— повтор, повторение начальных слов:

- Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём.

- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами.




Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.К. Толстой «Коль любить, так без рассудку...»)

13. Эпифора— повтор, повторение конечных слов:

- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).

14. Композиционный стык— повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:

- О, весна, без конца и без края, без конца и без края мечты (Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция— разделение предложения на части; является средством экспрессии создания новых смыслов:

- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.

- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.

- На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16. Именительный представления— изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание:

- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени…

17. Разговорные синтаксические конструкции— особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности раз­говорного стиля:

- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.).

- А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла высто­ять Ленинграду

18. Вопросно-ответные конструкции- неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:

- Какие новости?- спросил офицер.

- Хорошие!

19. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды одно­родных членов, вводные структуры и др.— могут быть средством выразительности:

- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).

- Фёкла, за доктором! (М.Г.).

- За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Март.).

- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).

20. Многосоюзие— такое построение строфы, эпизода, сти­ха, абзаца, когда все основные входящие в него логически значимые фразы (отрезки) связаны одинаковым союзом:

Пример: И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды. (И.А. Бунин «Одиночество»)





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1963; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8694 - | 7447 - или читать все...

Читайте также:

 

18.204.2.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.