Результаты оценки официальных сайтов муниципальных образований Курской области по всем параметрам приведены в таблице 1

Таблица 1 – Мониторинг официальных сайтов муниципальных образований Курской области

  Курск Железногорск Рыльск Курчатов Суджа Льгов Обоянь Щигры Фатеж
Общая и контактная информация                  
Информация о текущей деятельности                  
Тексты нормативно-правовых актов                  
Статистическая отчетность                  
Муниципальные закупки                  
Бюджетная отчетность                  
Результаты проверок                  
Интерактивная форма обратной связи                  
Описание порядка предоставления муниципальных услуг                  
Статистика посещаемости                  
Полномочия членов исполнительного органа власти муниципального образования                  
Ссылки на полезные источники информации                  

* Собственные разработки автора на основе методики портала «Инфометр»

В результате оценки официальных сайтов муниципальных образований Курской области по указанным в таблице параметрам был составлен рейтинг уровня информационной открытости и доступности, который приведен в таблице 2. Из полученных по каждому пункту баллов было рассчитано среднее арифметическое, величина которого и легла в основу составления рейтинга.

Таблица 2 – Рейтинг уровня информационной открытости и доступности официальных сайтов муниципальных образований Курской области

  Курск Железногорск Рыльск Курчатов Суджа Льгов Обоянь Щигры Фатеж
Количество параметров, которым соответствует (максимум 12)                  
Средний балл 0,91 0,83 0,5 0,66 0,25 0,75 0,66 0,75 0,66
Место в рейтинге                  

* Источник: собственные разработки автора

Таким образом, в результате исследования были получены следующие результаты:

· Первое место в рейтинге занимает официальный сайт города Курск. Он получил наибольшее количество баллов и в результате заработал наивысший средний балл из всех (0,91). Данный сайт соответствует 11 из 12 указанных параметров оценки. Единственный параметр, по которому сайт получил «0» баллов – наличие статистики посещаемости. Разработчики сайта по каким-то причинам не уделили внимание этому разделу. Зато очень хорошо развита форма обратной связи. При составлении обращения здесь можно прикрепить также 3 файла, например, какие-либо документы или медиафайлы. Структура самого сайта, безусловно, удобна: вся информация о каждой сфере жизни общества представлена в отдельном разделе. Список этих разделов находится на главной странице сайта. Кроме того, в углу этой же страницы располагается большое количество полезных ссылок и объявлений. Нормативно-правовые акты и документация размещается на сайте регулярно и своевременно, сформирован удобный поиск нужного акта или документа по названию, номеру и дате принятия.

· Второе место занимает сайт города Железногорск (0,83). Он соответствует 10 из 12 параметров оценки, так как в отличие от сайта города Курска не содержит информации о муниципальных закупках. Следует отметить, что при осуществлении обратной связи на сайте можно выбрать, к какому уполномоченному лицу обратиться. Вся документация хранится в архиве, который тоже есть на сайте. Это позволяет не загромождать сайт, пользователи видят в ленте новостей только свежие данные. Однако, в ходе изучения сайта было отмечено, что некоторые разделы пустые, в них нет заявленной информации.

· Третье место заняли сайты городов Щигры и Льгов, средний балл уровня информационной открытости и доступности которых составил 0,75. Эти сайты соответствуют 9 из 12 параметров. Следует отметить, что оба сайта устроены практически одинаково, имеют очень схожую структуру. Лента новостей на обоих сайтах обновляется не слишком часто (всего один раз в неделю), но зато она разделена на подразделы по различным сферам общественной жизни, что упрощает поиск нужных обзоров событий. Но вот система поиска по каким-то техническим причинам неисправна. Однако оба сайта находятся в развитии, так как структура их расширилась, а обновление данных стало происходить гораздо чаще за последние 3 года работы.

· Четвертое место поделили сайты городов Курчатов, Обоянь и Фатеж. Их средний балл равен 0,66 и 8 из 12 параметров. Нельзя не отметить интерактивную форму обратной связи, которая представлена на официальных сайтах городов Курчатов и Обоянь. Она находится на достаточно высоком уровне развития по сравнению с остальными сайтами, представленными в исследовании: все вопросы здесь, задаваемые гражданами, и ответы на них публикуются в открытом доступе. Структура сайта города Обоянь выглядит скудно, требует доработки и совершенствования. Сайт города Фатеж снабжен картой, которая позволяет не искать нужную информацию по всем разделам, а просто выбрать из списка и перейти по ссылке. На сайте города Курчатов размещены не только полезные ссылки на источники, но и афиши мероприятий в культурной и социальной сферах.

· На пятом месте находится сайт города Рыльск (0,5 балла). Данный сайт не соответствует половине заявленных параметров, среди которых весьма важный – интерактивная форма обратной связи. Это большое упущение разработчиков, пожалуй, так как наличие этого параметра способствует прямому взаимодействию органов власти и населения и участию граждан в делах местного значения. Кроме того, разработчики уделают недостаточное внимание интерфейсу и структуре сайта. Вдобавок к этому на главной странице размещены личные объявления граждан, которым тут явно не место. К положительным сторонам сайта можно отнести размещение здесь деклараций о доходах сотрудников Администрации города за 2014 год, этот фактор значительно повышает уровень информационной открытости портала.

· И на последнем шестом месте располагается официальный сайт города Суджа, набравший всего 0,25 балла и соответствующий лишь 3 из 12 возможных параметров оценки. Сайт содержит лишь самые основные сведения. Более того, многие из них устарели, а добавление новой информации происходит не регулярно. Например, документация представлена только за 2012 и 2015 годы. Обратная связь на сайте отсутствует, указаны только графики приема граждан в Администрации города. Очевидно, что разработчики не заинтересованы в развитии данного сайта, который требует капитальной реорганизации и совершенствования.

Таким образом, по результатам данного исследования следует сделать вывод о том, что официальные сайты муниципальных образований находятся на среднем уровне развития, какие-то из них чуть лучше развиты, а какие-то чуть хуже. До совершенства далеко даже лучшим из них. В первую очередь, разработчикам нужно следить за своевременностью публикации информации на сайтах: новая должна появляться вовремя, а старая не должна отвлекать на себя внимание, ее лучше хранить в архиве сайта. Также следует уделить особое внимание полезности информации, представленной на сайте. На некоторых из них, например, на официальном сайте города Рыльск существует целый раздел, посвященный личным объявлениям граждан. Кроме того, он находится в более открытом доступе, чем, к примеру, отчетность о муниципальном бюджете. Это является существенным недостатком. Разработчикам следует также совершенствовать имеющие и создавать новые формы взаимодействия органов власти и населения в рамках официальных сайтов, ведь при их создании преследуются именно эти цели.


Кроме анализа уровня развития официальных сайтов муниципальных образований Курской области необходимо также исследовать, что думает об этом население. Для этого в рамках дипломной работы был проведен опрос «Исследование уровня достоверности и эффективности функционирования официальных сайтов муниципальных образований Курской области». Опрос был проведен посредством социальных сетей и форумов в сети Интернет. Период проведения – апрель 2015 года. Среди респондентов жители Курской области (г. Курск, г. Железногорск, г. Курчатов, г. Фатеж, г. Обоянь, г.Льгов, г.Суджа, г. Щигры, г.Рыльск и их районы), метод анкетирования, n=100, выборка случайная. Результаты опроса представлены в виде диаграмм:

Диаграмма 1 – Посещаемость населением официальных сайтов муниципальных образований Курской области

Источник: Собственные разработки автора

При ответе на первый вопрос большинство респондентов (61%) утверждает, что использует официальные сайты муниципальных образований Курской области, когда возникает необходимость, 31% респондентов не посещает подобные сайты, а еще 6% даже никогда не слышали об их существовании. И лишь 2% опрошенных граждан признались, что регулярно посещают такие сайты и постоянно следят за их обновлениями. Это неутешительная тенденция, так как сайты органов власти создаются, в первую очередь, для развития взаимодействия с
населением. Но если их посещает всего 2 человека из 100, то говорить об их эффективности, видимо, не стоит вовсе.

Диаграмма 2 – Оценка достоверности населением отчетности, представленной на официальных сайтах муниципальных образований Курской области

Источник: Собственные разработки автора

 
 

Наиболее распространенным оказалось мнение, что информация на сайтах достоверна не полностью (47%), а еще 22% респондентов полностью доверяют тем сведениям, которые публикуются на официальных сайтах муниципальных образований. 19 человек их 100 считают, что отчетность, представленная в доступе на сайтах, скорее не достоверна, и лишь 2% вовсе не доверяют ей. 10% не смогли ответить на данный вопрос. В целом, следует сделать вывод, что население доверяет той отчетности, которую публикуют для него органы власти, но нота сомнения всё же присутствует.

Диаграмма 3 – Полезность официальных сайтов муниципальных образований Курской области

Источник: Собственные разработки автора

Респонденты при ответе на данный вопрос разделились во мнении о том, полезна ли формация на сайтах муниципальных образований: большая часть (53%) считает, что полезна, 31% - что больше бесполезна, чем полезна, а 1 человек и вовсе высказал мнение, что она совершенно не несет никакой пользы. У 15% респондентов возникли затруднения с ответом на поставленный вопрос.

Диаграмма 4 – Использование населением информации официальных сайтов муниципальных образований Курской области

Источник: Собственные разработки автора

По мнению респондентов, наиболее востребованы такие виды информации на сайтах, как:

· Общая и контактная информация – 61%;

· Информация о порядке предоставления муниципальных услуг – 29%;

· Тексты нормативно-правовых актов – 27%;

· Информация о текущей деятельности и отчетность о результатах органов муниципальной власти – 22%;

Согласно этим результатам, следует сделать вывод о том, что граждане, в основном, используют официальные сайты муниципальных образований для того, чтобы получить информацию, когда им необходимо обратиться в органы власти и узнать о текущих событиях в городе и области. Это является положительной тенденцией, так как именно эти функции можно назвать основными для информационных порталов муниципальных образований и органов власти.

Низкий уровень востребованности получили следующие виды информации:

· Результаты проверок и бюджетная отчетность – по 11%;

· Использование интерактивной обратной связи – 7%;

· Информация о муниципальных закупках – 2%.

Весьма печально, что граждане игнорируют такие важные задачи официальных порталов, как предоставление бюджетной отчетности органов власти и интерактивной обратной связи. Эти тенденции являются главным барьером на пути достижения взаимодействия между гражданами и органами власти.

Диаграмма 5 – Недостатки официальных сайтов муниципальных образований Курской области

Источник: Собственные разработки автора

Почти по половине голосов получили варианты «Несвоевременная информация, нерегулярное обновление сайтов» (48%) и «Неполнота и/или недостоверность информации» (43%). 25% респондентов считают, что сайты имеют неудобную структуру и испытывают проблемы при поиске информации, а 20% не довольны формой обратной связи. 14% опрошенных не смогли выбрать недостатки и ответить на поставленный вопрос. Все эти недостатки имеют место быть в рамках официальных сайтов муниципальных образований Курской области, и их устранением должны заниматься разработчики, чтобы повышать уровень востребованности и посещаемости таких сайтов.

Таким образом, результаты опроса населения Курской области на определение уровня достоверности и эффективности официальных сайтов муниципальных образований позволяют сделать определенные выводы. Во-первых, степень посещаемости исследуемых сайтов остается низкой, что является отрицательной тенденцией. Во-вторых, уровень доверия к информации, которая публикуется на сайтах, необходимо довести до предельно высокого. В-третьих, при разработке и ведении сайта нужно фильтровать информацию полезную и интересную от ненужной и бесполезной. В-четвертых, учитывать мнение населения о недостатках подобных сайтов. И, наконец, развивать и совершенствовать структуру и интерфейс сайтов, внедрять инновационные формы взаимодействия населения и органов власти в их пределах, поднимать рейтинг использования сайтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: