Вопросами стилистики, риторики (красноречия) на Руси стали серьезно заниматься в XVII веке. В это время ее преподавали в учебных заведениях Руси.
Русская стилистика исторически связана с европейской культурной традицией, а следовательно, с античной. Первые научные основы в России были заложены Ломоносовым (XVIIIвек). Им была описана теория трех стилей («Учение о трёх «штилях»), которая и стала основой развивающейся науки.
Учение о трех «штилях»:
1. Первый составляется из речений словенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразуметельных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…
2. Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться.
|
|
3. Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском (славянском) диалекте… Каковы суть — комедии, увесилительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.
В XIX веке в России вопросы стилистики обсуждались преимущественно в риторике (филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие) и в поэтике.
Именно в ХХ веке стилистика сформировалась как отдельная наука. В 1911 году выходит фундаментальны труд швейцарского ученого Шарля Балли «Французская стилистика», где были заложены теоретические аспекты науки. Эта книга в России была переведена в 60-е годы ХХ века. В эту эпоху в стране вопросами стилистики, риторики, культуры речи занимались:
20-30е годы: Ожегов, Щерба, Винокур, Ушагов.
40-50е годы: Виноградов, Розенталь, Голуб.
70-80е годы: Скворцов, Кожина, Бельчиков и др.