Русское почвенничество. А. Григорьев, Н. Страхов, Н. Данилевский, Ф. Достоевский

К шестидесятым годам XIX века относится возникнове­ние кон­цепции почвенничества. Ее представителями были А. Григорьев, братья Достоевские, Н. Страхов. Главной их идеей была идея «национальной почвы» как основы со­циаль­ного и духовного развития России. Почвенничество - своего рода кон­сер­вативная форма философского романтизма – отли­ча­лось также определенной религиозной ориен­­тированностью. Ф. М. Достоевский представлял всю ис­то­рию человечества как борьбу за торжество христианства, причем русскому на­ро­ду приписывалась миссия духов­но­го спасения мира. Во многом почвенничество было близ­ко доктрине официальной на­род­ности («православие, самодержавие, народность»).

Достоевский. Вначале в кружке петрашевцев. Ссылка, Сибирь. испытал «перерождение убеждений». Теперь отправной пункт не во внешнем преобразовании социальной среды, а во внутреннем преобр-нии личности. Развёртывает программу почвенничества - попытка примирить народ и интеллигенцию, религиозную традицию и новоевропейскую образованность, славянофильские и западнические начала. Ставит вопрос об антропологических корнях социального зла и о необходимости этического фундамента, без которого эта свобода вырождается в разрушительный и асоциальный произвол. Основной круг духовных и умственных интересов Достоевского: «тайна человека», загадка красоты, смысл истории смысл жизни... Д. считает, что главное в человеке не рассудок, а воля ® личность, способная подчинить себе внешние обстоятельства. Далее в своих произведениях Д. выясняет путём «жестокого» эксперимента над героями те трагические пределы, за которыми утрачивается человечность и зло оказывается необратимым. Пишет об одинокости человека в современной европейской разобщённой цивилизации. Спасение - идеал положительного человека. Возлагает большие надежды на русский народ как на носителя высшей духовной истины, которая утрачена Западом, и на патриархально-монархические устои. Видит Россию во главе мировой православной империи (утопия). Выступает против любого бунта. За примирение народов - высшее призвание России. Это назвал «русским социализмом». В центре его картины мира находится человек, ощущающий не преложность своего «Я» перед лицом всей Вселенной.

Выступающий с позиций почвенничества А.А. Григорьев /1822-1864/ в целом признавал определяющее значение патриархальности и религи­озных начал в русской жизни, но очень критично отзывался о романтическом мировоззрении классического славянофильства: "Славянофильство верило слепо, фанатически в неведомую ему самому сущность народной жизни, и вера вменена ему в заслугу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: