Философские идеи русского консерватизма. К. Леонтьев, К. Победоносцев

Консерватизм – социально-философские концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ.

Данилевский впервые изложил на теоретическом уровне идею многообразия типов культур, разработал систему основных типов культур, объяснил механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. Культурно-исторический тип – «самостоятельные и своеобразные планы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, - одним словом, исторического развития». Содержание всемирной истории составляет развитие 1- типов культур: египетской, китайской, индийской, древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской. Мексианский и перуанский типы не успели развится и были уничтожены. Славянский – в процессе становления. Каждая цивилизация вырабатывает преимущественно свой вид духовной деятельности. По Д. их 4: религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая. Цикл развития культурно-исторического типа: бессознательный период-становление-цивилизация-застой-гибель и разложение. Концепция полицентризма типов культур, многовариантность развития. Все цивилизации вносят свой вклад в сокровищницу истории, и ни одна цивилизация не может гордится тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшествинницами во всех сторнах развития. У каждого народа своя история, куьтура, религия, свой национальный дух. Россия и Европа принадлежат к разным типам культур.

Леонтьев разработал оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма. Связывая воедино природу и человека, мир его культуры, Леонтьев сформулировал органическую теорию развития, для которой характерны: 1. Аналогия между любой органической системой и организмом как неразложимой целостностью. 2. Представление о закономерных этапах развития системы, составляющих конечный во времени цикл. Полный цикл включает в себя этапы первичной простоты, цветущей сложности, вторичного смесительного упрощения. На основе этой схемы Леонтьев обосновал идею цикличности развития государств, народов, культур, выдвинутую Данилевским. Цикличность развития общества подобна фазам развития организма. Эта теория стала философской основой историософских построений русских консерваторов. В программной статье «Византизм и славянство» Леонтьев показывает принадлежность России не к европейскому, а к другому типу культуры, который он определяет как византийский.

Победоносцев. В русском консерватизме была не только дана критика идей либерализма и демократии с философских позиций, но и выявлены идейный основы либерально-демократических учений, предпосылки демократии и механизм ее функционирования. Сопоставив теорию и практику демократии и показав полное их расхождение, К Победоносцев характеризует ее как «великая ложь нашего времени». Демократия безнравственна, потому что она основана на лжи. Он показывает, что идея народовластия очень привлекательна, но в действительности управлять будет не народ, а политическая элита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: