Вопрос. Понятие внутриличностного конфликта, межличностного и группового конфликтов. Их структура, классификации и способы разрешения

Внутриличностный конфликт – столкновение различных личностных образований (мотивов, интересов, желаний и т.д.), представленных в сознании индивида собственными переживаниями.

Основными структурами внутреннего мира личности, вступающими в конфликт, являются:

· Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.д.). Они выражаются в форме «хочу».

· Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Обозначаются как «надо».

· Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу».

В зависимости оттого, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяют 6 основных видов внутриличностного конфликта:

1. Мотивационный конфликт (Хочу – Хочу).

З. Фрейд относил к данному виду конфликта столкновение бессознательных стремлений; К. Хорни говорила о противоречии между стремлениями к обладанию и к безопасности; К. Левин – противоречие между двумя положительными тенденциями; а также можно отнести и борьбу между различными мотивами.

2. Нравственный конфликт (Хочу – Надо).

Конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личной привязанностью.

1. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Хочу – Могу).

Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. А также конфликт, возникающий в результате физической невозможности человека реализовать желания. Это конфликты в результате неудовлетворенности от своей внешности, физических данных и способностей.

2. Ролевые конфликты (Надо – Надо).

Выражаются в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований самой личности к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

3. Адаптационный конфликт (Надо – Могу).

Понимается как в широком смысле – как возникающий на основании нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой; и в узком смысле – при нарушении процесса социальной и профессиональной адаптации.

4. Конфликт неадекватной самооценки (Могу – Могу).

Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникает повышенная тревожность и т.п.

Причины внутриличностного конфликта условно можно разделить на три вида:

1. Внутренние причины, заключающиеся в противоречии самой личности.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом, чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту.

2. Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе.

Эти причины могут быть разнообразными, но их общий признак заключается в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В связи с этим выделяют 4 ситуации, вызывающие внутриличностный конфликт: физические преграды, препятствующие удовлетворению основных потребностей; отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности; биологические ограничения; социальные условия.

3. Внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и заключаются в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Разрешение внутриличностного конфликта – это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.

Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности. Всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален и носит личностный характер. Поэтому его разрешение от таких факторов, как пол, возраст, социальное положение, особенности темперамента, характер, ценности и др. Это обуславливает то, что универсально способа разрешения внутриличностного конфликта не существует.

Однако можно сформулировать наиболее общие и типичные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

1. Адекватно оценить ситуацию. Взять ее под контроль, попытаться выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувства тревоги, гнева или страха.

2. Осознать смысл конфликта. Проанализировать степень важности его, оценить с точки зрения места и роли в жизни его последствия.

3. Локализация причины конфликта. Выявить его самую сущность, отбросив побочные обстоятельства.

4. Проявит смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Важно посмотреть правде в глаза, даже если она неприятна.

5. «Выпустить пар». Дать выход накопившемуся гневу, эмоциям. Освобождаясь от груза эмоций, человек получает ресурс для решения своих проблем.

6. Подумать над возможностью снижения уровня притязаний. Возможно, способности или возможности не соответствуют устремлениям и запросам.

7. Уметь прощать. Не только других, но и себя.

Также существуют психологические механизмы защиты, описанные З.Фрейдом, среди которых основными являются:

1. Вытеснение – процесс, в результате которого не приемлемые мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного.

2. Сублимация – преобразование инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества формы.

3. Регрессия – возвращение индивида к ранним, детским формам поведения, переход на предшествующие уровни психического развития. Регрессия предполагает уход от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия.

4. Рационализация – сокрытие от себя самого истинных, но не приемлемых мотивов действий и мыслей. При этом происходит поиск правдоподобных причин для оправдания поступков, вызванных неприятными чувствами и мотивами, для того чтобы обеспечить себе внутренний комфорт и избавиться от внутриличностного конфликта.

5. Проекция – осознанное или бессознательное перенесение собственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личности, на внешние объекты.

6. Замещение – имеет 2 формы проявлений:

- замещение объекта – перенесение негативных чувств и действий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения;

- замещение чувства – характеризуется тем, что объект вызвавший недовольство индивида, остается прежним, а чувство по отношению к нему меняется на противоположное.

7. Интеллектуализация – способ анализа стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании чувственных элементов анализа.

8. Обособление – отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий.

9. Воображение (фантазия) – создание программы поведения, когда проблемная ситуация, порождающая внутриличностный конфликт, неопределенна.

Межличностный конфликт - это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами.

Особенности межличностных конфликтов:

· Это противоборство людей на основе столкновения разных мотивов, взглядов и т.д.

· Противоборство происходит непосредственно «здесь и сейчас».

· Отличаются большой эмоциональностью и охватом всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

· Затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они связаны межличностными отношениями.

Элементами межличностного конфликта являются субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

Межличностные конфликты могут возникать в различных сферах:

- Деятельность, трудовой коллектив. Среди таких конфликтов выделяют: руководитель – подчиненный; между сотрудниками одного ранга; служебные и неслужебные.

- Учеба (Учитель – ученик; ученик – ученик; учитель – администрация).

- Семья (муж – жена; родители – дети; супруги – родственники).

- Общество (гражданин – общество; гражданин – чиновник и т.п.).

Среди причин, приводящих к межличностным конфликтам, выделяют объективные (ресурсно – материальные и социально – отношенческие) и субъективные (половые, возрастные и индивидуальные особенности личности.

Всякий межличностный конфликт имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте:

1. Противоборство – характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2. Уклонение – связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3. Приспособление – предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4. Компромисс – требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

5. Сотрудничество – предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход, удовлетворяющий обе стороны без ущемления интересов каждой из них.

Разрешать межличностные конфликты необходимо, по возможности, быстро, используя принцип «здесь и сейчас». При разрешении конфликта важно не вспоминать ранее спорные вопросы и факты.

1. Дать партнеру «разрядиться», помочь снизить внутреннее напряжение.

2. Попросить высказать его претензии.

3. Не давать партнеру отрицательных оценок, говорить о своих чувствах.

4. Попросить сформулировать проблему, ожидаемый результат.

5. Предложить партнеру высказать свои соображения по поводу проблемы и вариантов решения ее.

6. Сохранять позицию «на равных».

Групповые конфликты.

Выделяют 2 типа групповых конфликтов.

1. Личность – группа – столкновение личностных и групповых мотивов. Причины конфликта непосредственно связаны с положением индивида в группе.

Факторы, влияющие на возникновение конфликта в группе:

- Численность группы. Оптимальная численность для группы считается 5 – 9 человек.

- Состав. В составе группы важно иметь людей разных по темпераменту, сходных по характеру и интересам.

- Наличие норм поведения в группе. Чтобы принадлежать к группе, надо следовать нормам поведения этой группы. Личность, соблюдающая нормы, принимается группой.

- Распределение ролей. Личность выполняет не только индивидуальные и межличностные роли, но и внутригрупповые. Группа соотносит роль поведения ее участников с ролевым ожиданием. Несоответствие ведет к конфликтам.

Классификация конфликтов типа «Личность – группа»:

1. Руководитель (учитель) – коллектив. В качестве причин подобного конфликта могут быть: появление нового руководителя (учителя), стиль руководства, компетентность (квалификация) руководителя, влияние микрогрупп и их лидеров.

2. Рядовой член группы – группа. Причины таких конфликтов: конфликтная личность, нарушение групповых норм, ролевое поведение.

3. Лидер – группа (микрогруппа). Среди причин могут быть: низкая профессиональная подготовка лидера, превышение им полномочий, изменение группового сознания.

2. Группа – группа.

В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или макрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей).

Для межгрупповых конфликтов характерно:

- «Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Противоположная группа воспринимается с позиций «Мы - Они».

- Неадекватное социальное, групповое сравнение. Своя группа оценивается выше.

- Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А негативное поведение своей группы и позитивное чужой – внешними причинами.

- Способность вовлекать в «силовое поле конфликта» массы людей, независимо от их желания и осознания цели и сути конфликта.

- Институализация конфликта.

- Появление дополнительных источников конфликта в виде самой принадлежности к той или иной социальной группе.

Объектом межгрупповых конфликтов могут выступать:

- социальные ресурсы (экономические, финансовые, силовые, информационные и т.д.);

- социальный статус (высший – низший, центральный – переферийный)

- социокультурные ценности (религиозные, нравственные, этнические и т.д.)

Межгрупповые конфликты можно классифицировать:

1. По субъекту конфликта (классовые, сословные, национальные, территориальные, социопрофессиональные, родовые и т.д.

2. По объекту (социально – экономические, политико – правовые, духовно – идеологические).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: