Выручка от реализации продукции – сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную потребителем продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.
Значение выручки для предприятия: 1) Служит основным показателем результативности работы предприятия; 2) От своевременности поступления выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов; 3) За счет выручки предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль.
Разделяют выручку, которая формируется в БУ и выручку, формируемую в целях налогообложения. Эти две величины, как правило, не совпадают по своему экономическому содержанию.
В главе 25 НК выделены 2 метода расчета выручки:
1) Метод начисления (по отгрузке). По мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов;
2) Кассовый. По поступлению денежных средств на счета в банках, кассу предприятия.
Порядок распределения выручки (в виде схемы):
Средства, поступившие от реализации товаров, работ, услуг:
1) Косвенные налоги (НДС, акцизы);
2) Выручка без НДС, акциз: а) возмещение материальных затрат (ср-ва пр-ва – СиМ), б) амортизационные отчисления, в) валовой доход: ЗП с отчислениями, прочие расходы, прибыль до налогообложения, которая включает налог на прибыль и чистую прибыль.
Направления использования чистой прибыли: развитие производства, выплата дивидендов, отчисления в фонд потребления, отчисления в резервный фонд, уплата штрафных санкций за несвоевременные платежи в бюджет, сокрытие объектов налогообложения и т.д.
Планирование: В практике расчет выручки от реализации базируется на глубоком изучении рынков сбыта продукции, оценке их емкости. При этом вначале оценивается общая потенциальная емкость рынка, т. е. общая стоимость товаров, кот. могут быть реализованы в данном регионе с учетом степени его насыщенности и тенденции изменения спроса. Затем определяется доля рынка, кот. предприятие способно захватить, получив максимальную сумму реализации. В итоге прогнозируется объем продаж при имеющихся условиях работы, уровне цен, наличии конкурентов.
Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и столь важный внутренний фактор, влияющий на размер объемов производства и продаж, как наличие производственных мощностей предприятия, позволяющих выпустить такой объем продукции, который востребован рынком.
К основным методам планирования выручки относят:
1) Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Это наиболее достоверный метод планирования, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязан с потребительским спросом. Известен необходимый ассортимент, установлены соответствующие цены.
Суть метода: по каждому изделию в отдельности рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и затем результаты складываются:
В = сумма (внизу-i=1, вверху-n) (Цi + ОПi)
Цi – цена i-ого вида продукции, ОПi – объем реализации i-ого вида продукции в натуральном выражении, n – количество видов продукции
Этот метод применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.
2) Расчетный метод. Плановая величина выручки от реализации определяется исходя из величины ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода, а так же из величины прогнозируемого выпуска товарной продукции в плановом периоде. В = Он + Т – Ок
Он – остатки нереализованной готовой продукции на начало планируемого периода, Ок – остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода, Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде.
Выручка от реализации продукции рассчитывается и планируется в свободных отпускных ценах предприятия. Затраты же на пр-во учитываются в БУ по производственной себестоимости.
На основе данных БУ рассчитываются переходящие остатки нереализованной продукции по производственной себестоимости, поэтому возникает необходимость производить перерасчет стоимости этих остатков из производственной себестоимости в цены реализации. Применяется коэффициент пересчета реализованной продукции.
Он рассчитывается: выручка от реализации в отпускных ценах / производственную себестоимость реализованной продукции.