В зарубежной психологии первой половины XX в. ?

Зарубежная психология накопила значительный теоретический и практический материал в изучении конфликтов, так как опыт изучения этой проблемы насчитывает практически столетие. Про­блематика конфликта отражена во множестве научных концеп­ций и подходов. История изучения конфликта в зарубежной пси­хологии имеет два этапа: первый этап — начало — середина XX в., когда конфликт рассматривался как в составе других теорий, на­пример в психоанализе, не имея при этом значения самостоятель­ного объекта исследования; и второй этап — середина XX в. — на­стоящее время, для которого характерно понимание и изучение конфликта как отдельного самостоятельного феномена. На этом этапе начинается разработка понятийного аппарата психологи­ческой теории конфликта. Тем не менее первый этап в изучении проблематики конфликта оказал существенное влияние на ее дальнейшее изучение и разработку собственно психологических теорий конфликта.

В первой половине XX в. разрабатывались следующие направ­ления в изучении конфликта: психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле), этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген), теория груп­повой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линсей), фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер), поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире), социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич), интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель)1.

В психоаналитическом подходе проблематика межличностного конфликта в первую очередь разрабатывалась в работах осно­вателя психоанализа австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939), который в качестве основной платформы форми­рования конфликта выдвигал бессознательное. Ученик Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) рассматривал конфликт как попытку человека освободиться от чувства собственной неполноценнос­ти. Заслугой представителей неофрейдизма К. Хорни, Э. Фромма и Г. Салливана является внесение в понимание конфликта соци­альной основы. По К. Хорни (1885—1952), причиной конфликта между индивидом и окружающими его людьми является недо-


статочная доброжелательность значимых людей, в первую оче­редь родителей, в результате чего формируется базальное недо­верие к миру. Э. Фромм (1900—1980) выдвигал в качестве основ­ной причины возникновения конфликта невозможность инди­вида реализовать в обществе свои стремления и потребности.

Социотропное направление в изучении конфликта формирует­ся в 20—30-х гг., когда интерес к этой проблеме возникает у со­циальных психологов. У. Мак-Дугалл (1871 — 1938) так рассмат­ривает проблему конфликта: это неизбежное для общества явле­ние, так как люди обладают такими социальными инстинктами, как страх, стадность, самоутверждение, которые передаются по наследству и именно поэтому обусловливают возникновение между людьми противоборства. Автор строит свое понимание конфликта на утверждении Ч. Дарвина о том, что существование и развитие вида обеспечивается именно инстинктом борьбы за выживание, и этот постулат распространяется им и на общество людей. Свою теорию он назвал теорией социальных инстинктов.

Этологический подход в изучении конфликта возник в 30-х гг. в работах австрийского естествоиспытателя К. Лоренца (1903 — 1989), который в качестве причины всех социальных конфликтов выдвигал агрессивность индивида и толпы. Он утверждал, что человек и животные имеют сходные механизмы возникновения агрессии, а агрессивность рассматривается как постоянное со­стояние живого организма1. В дальнейшем эти идеи развивались в работах Н. Тибергена (1907—1988).

Теория групповой динамики, которую разрабатывал К. Левин (1890—1947), рассматривает поведение как динамическую систему, основанную на равновесии между индивидом и средой. Наруше­ние этого равновесия приводит к напряжению, которое проявля­ется в виде конфликта. Основным средством разрешения конф­ликта является «реорганизация мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов»2.

Фрустрационно-агрессивная теория конфликта была создана американским психологом Дж. Долллардом (1900—1980) на ос­нове работ Фрейда и Левина. Эта концепция соединяет в себе две причины конфликтов — биосоциальную, под которой понимает­ся агрессивность самого индивида, и социальную, т. е. фрустра­цию. Фрустрация и агрессия тесно связаны между собой: агрес­сия возникает на основе фрустрации и является ее показателем.

Поведенческое направление в изучении проблемы конфликта представлено работами американского психолога А. Басса, кото­рый в качестве причин рассматривает не только биологические, врожденные факторы, но также акцентирует внимание и на со-



1 АниуповА. Я., ШипшювА. И. Указ. соч. С. 68.


1 АниуповА. Я., ШипшювА. И. Указ. соч. С. 69.

2 Там же. С. 70.


циальном окружении, благодаря которому врожденные качества могут изменяться, эти изменения происходят в результате взаи­модействия индивида и социальной среды.

Социометрическая теория конфликта разрабатывалась Я. Мо­рено (1892—1974), который рассматривал межличностные конф­ликты через призму тех эмоциональных отношений (симпатий, i антипатий), которые установились между людьми. Основным средством разрешения любых, не только межличностных, но и международных конфликтов является координация, располо­жение людей по отношению друг к другу таким образом, чтобы это соответствовало сформированным у них предпочтительным эмоциональным отношениям.

Символический интеракционизм, основателем которого явля­ется американский психолог и социолог Дж. Mud (1863—1931), рассматривал конфликт как следствие процесса социального взаимодействия. Это положение развивал Т. Шибутани, который считал, что возникающее в плоскости отношений между средой и индивидом возмущение ведет к внутренней дисгармонии, и для устранения этого негативного ощущения индивид стремится к совершению активных действий, способствующих приспособ­лению к окружающей среде, а конфликт возникает в процессе этого приспособления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: