Каким образом можно провести оценку внутриличностной конфликтности человека?

Для оценки внутриличностной конфликтности используете^ множество методов. Наиболее распространенным является ин-


дивидуальная беседа, в процессе которой исследователь может применять различные психологические техники и приемы. При проведении комплексных исследований обычно используется блок психологических методик, целью которых является выявле­ние наличия внутриличностных конфликтов у обследуемого. Наиболее популярными психологическими методиками, иссле­дующими внутриличностные конфликты, являются методика Т. Лири (ДМО), ценностные ориентации Рокича, шкала депрессии в комплексных методиках, методика Г. Келлера, методика опре­деления типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса, ме­тодика по определению уровня внутриличностной конфликтно­сти Шипилова и другие психологические тесты, опросники и про­ективные методы.

Методика Г. Келлера выявляет различные внутриличностные конфликты в семейной сфере, партнерском общении и производ­ственной деятельности.

Адаптированная Е. Ивановой и А. Светличным методика оп­ределения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса вы­деляет пять типов реагирования человека и дает объяснения. Оп­ределение стилей реагирования и их толкование осуществляются следующим образом.

Так как методика основана на принципе выбора, через ми­нимальное количество баллов определяется отвергаемый спо­соб реагирования. По мнению авторов, отвергаемый тип пове­дения тесно связан с отвергаемой на бессознательном уровне потребностью. Внутриличностный конфликт выявляется че­рез сравнение предпочитаемого и отвергаемого стилей пове­дения.

Для анализа поведения применяется схема трансактного ана­лиза Э. Берна. На ее основе позиция Родителя проявляется через сопротивление, позиция Взрослого — через сотрудничество, а по­зиция Ребенка — через избегание и приспособление. Через ком­промисс реализуется позиция Ребенка и Родителя, т. е. в данном случае разнонаправленные позиции соединяются, и такой стиль реагирования в конфликте имеет большую эмоциональную на­грузку, что, в свою очередь, провоцирует и усиливает существую­щий внутриличностный конфликт.

Предпочитаемые и отвергаемые стили реагирования анализи­руются также через соотношение своих интересов и интересов противника. Это помогает выявить конфликт внутриличностных интересов.

Методика определения уровня внутриличностной конфликтно­сти Шипилова выделяет шесть видов внутриличностного конф­ликта: мотивационный (между «хочу» и «хочу»), нравственный (между «хочу» и «надо»), ролевой (между «надо» и «надо»), адап­тационный (между «надо» и «могу»), конфликт нереализованно-


го желания (между <?хочу» и «могу») и неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).1 Целями данной методики являются:

— определение степени, уровня внутриличностной конфлик­
тности;

— выявление наиболее значимых и глубоко переживаемых
внутриличностных конфликтов;

— определение основной, ведущей сферы актуальной внут­
риличностной конфликтности: мотивационной, долженствова­
ния или самооценки.

На основании двух методик — методики по определению уров­ня внутриличностной конфликтности Шипилова и методики «Личностный дифференциал» — исследовалась связь (корреля­ция) некоторых личностных качеств и уровня внутриличностной конфликтности. Эта связь выглядит следующим образом:

— при повышении степени напряженности повышается и уро­
вень внутриличностной конфликтности;

— при высоком уровне развития таких качеств, как решитель­
ность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость,
уверенность, снижается острота переживания возникающих внут­
риличностных конфликтов;

— невозмутимость и одержимость свойственны людям с вы­
соким уровнем внутриличностной конфликтности;

— самостоятельность и нормативность поведения не связаны
с уровнем внутриличностной конфликтности и не оказываеют на
него значимого влияния;

— нейротизм тесно связан с уровнем внутриличностной конф­
ликтности, т. е. между ними имеется положительная корреляция;

— экстраверсия не связана с уровнем внутриличностной кон­
фликтности, т. е. между ними существует отрицательная корре­
ляция;

— уровень интеллекта влияет на остроту переживания внут-
риличностного конфликта: люди с развитым интеллектом под­
вержены более острым переживаниям2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: