внутриличностный конфликт – острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречие связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Подходы: Психоаналитическое направление. Акцент делается на столкновение желаний. Фрейд: часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Юнг: внутриличностный конфликт – регресс на более низкий уровень психики, он происходит в сфере бессознательного. Хорни: 1. столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и 2. противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других. Гуманистическая психология. Роджерс: в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Маслоу: сущность внутриличностного конфликта – нереализованная потребность человека в самоактуализации. Левин: внутриличностный конфликт – это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор между положительной и отрицательной тенденциями по отношению к одному и тому же объекту, между положительной и положительной тенденциями, а также между отрицательной и отрицательной тенденциями. Логотерапия. Франкл: сущность внутриличностного конфликта – потеря смысла жизни. Когнитивная психология. Фестингер: внутриличностный конфликт рассматривается через когнитивный диссонанс (негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадение двух знаний). Бихевиоризм. Скиннер: конфликт – плохая привычка, результат ошибочного воспитания. Миллер и Доллард: конфликт – фрустрация, т.е. реакция на препятствие. Интеракционизм. Голднер: конфликт – это конфликт ролей. Психосинтез. Ассаджоли: сущность конфликта – наличие острых противоречий внутри личности, снижающиъх цельность «Я».
Отечественные психологи:А.Лурия: внутриличностный конфликт – ситуация, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.В.Мерлин: конфликт – результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности. Н.Левитов: внутренний конфликт – борьба мотивов, осознается как переживание душевного разлада. Ф.Василюк: конфликт – один из видов критических жизненных ситуаций.
Основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (Шипилов): мотивы, «Я хочу»; ценности, «Я должен»; самооценка, «Я есть».
виды: 1 Мотивационный конфликт. Между «хочу» и «хочу» (столкновение различных мотивов); 2 Нравственный конфликт (моральный или нормативный). Между «хочу» и «надо».(между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.); 3 Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Между «хочу» и «могу».(между желаниями и действительностью, блокирующей их удовлетворение); 4 Ролевой конфликт. Между «надо» и «надо».(переживания, связанные с невозможностью одновременно реализовывать несколько ролей); 5 Адаптационный конфликт. Между «надо» и «могу».между требованиями действительности и невозможностямичеловека – профессиональными, физическими., психологическими; 6 Конфликт неадекватной самооценки. Между «могу» и «могу».расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей; 7 невротический конфликт – результат длительно сохраняющегося простого внутриличностного конфликта.
Условия предупреждения:1 Для сохранения внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия; 2 формирование жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках; 3 Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и меняться; 4 Важно, уступая в мелочах, не превращать это в систему; 5 Необходимо надеяться на лучшее развитие событий; 6 Не быть рабом своих желаний; 7 Необходимо учиться управлять собой; 8 Развитие волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов; 9 Постоянно уточнять и корректировать для себя иерархию ролей; 10 Достаточно высокий уровень личностной зрелости; 11 Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человека своего «Я» соответствовала его действительному образу «Я», т.е. обеспечивала адекватность самооценки; 12 Не копить проблемы, которые требуют разрешения; 13 Не стоит браться за все сразу; 14 Стараться не лгать; 15 Не паниковать, если удача изменяет вам.
Разрешение конфликта - восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.
способы: Отрицание - развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию; Проекция - приписыванию источнику трудностей различных негативных качеств, что создает рациональную основу для его неприятия и самоприятия на этом фоне; Регрессия – возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения; Замещение - обращение агрессии на более слабый объект или на самого себя; Подавление – страх блокируется посредством забывания его источника; Изоляция – восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги; Интроекция – присвоение ценностей или черт характера других людей или предупреждения угроз с их стороны; Интеллектуализация - произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля за ситуацией; Аннулирование – поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызывавших сильное беспокойство, чувство вины; Сублимация – удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства осуществлением социально одобряемых альтернатив; Рационализация – нахождение правдоподобных причин для оправданий действия, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами; Реактивное образование – выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки.