Ключевые слова: личность, социализация, норма, агенты социализации, солидарность, лояльность, толерантность, маргинальность.
Безусловно, человек — продукт биологической эволюции, но животным себя отнюдь не считает. И это правильно. Поведение животного детерминировано структурой его организма. Оно рождается с набором инстинктов, присущих его виду и никакая нужда не заставит его вести себя по меркам другого вида.
Иначе обстоит дело с человеком. Все люди, живущие на Земле в течение по крайней мере 50 тысяч лет, относят себя к одному виду — homo sapiens (человек разумный), но никому из ученых пока еще не удалось доказать, что поведение человека предопределено биологическим развитием, что многие типы поведения от агрессии до альтруизма обусловлены генетически.
Все гуманистические теории единодушны в том, что человек — существо социальное, живет в обществе и несет на себе печать того общества, к которому принадлежит. Уже древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) полагал, что человек по своей природе — существо, живущее посредством общения и способное самостоятельно творить политические коммуникации. «Тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, — писал Аристотель, — живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек (божество— авт.)». Таких людей Аристотель называл существами «без роду, без племени, вне законов, без очага».
|
|
Общество погружает человека в искусственно созданную среду обитания (вторую природу), видоизменяет природные потребности человека, регламентируя их удовлетворение правилами и обычаями, принятыми в обществе, формирует новый пласт социально-культурных потребностей, накладывает на поведение человека массу запретов, табу, подавляющих его природные инстинкты. Социальное как существенное в реальном человеке пронизывает его природно-телесное и духовно-интеллектуальное, живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился, уровень культуры, которого достигла его социальная общность, способ жизнедеятельности, присущий той социальной группе, к которой он принадлежит, — все это накладывает печать на его поведение, установки и мотивы поступков.
У человека как члена общества вырабатывается набор качеств, которые определяют его как личность.
Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и далее стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним древние. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, не является «лицедеем». Социальная роль (например, отца, учителя, директора, учёного) принимается им абсолютно серьезно. Он возлагает её на себя свободно и несёт всю полноту связанной с этой ролью ответственности.
|
|
ЛИЧНОСТЬ — это человеческий индивид, являющийся носителем качеств, которые он приобрел, живя в обществе.
Личность рождается и существует не внутри тел отдельных индивидов, а вне их, в том пространстве, где находятся социальные вещи (статусы, должности, ценности, нормы), по поводу которых люди взаимодействуют друг с другом и образуют одно культурно-историческое образование. Внутри же тела отдельного человека заключена не личность, а лишь её биологическая проекция, самомнение, мнение о себе, а не она сама как таковая.
Разница между человеком и личностью — это вовсе не разница между тем, что свойственно всем людям, и тем, что присуще их отдельным представителям. Эта разница между совокупностью всех общественных отношений и той локальной зоной их, в рамках которых человек как личность реально существует.
Как происходит формирование личности? Американские исследователи первичных социальных групп Ч. Кули и Дж. Мид связывают формирование личности человека с его социальными отношениями.
Ч. Кули полагает, что личность человека формируется на основе реакций других людей на его присутствие в пространстве социальных отношений. Личность человека — это зеркальная копия реакции других людей на его поступки и действия. Не случайно его концепцию личности называют концепцией «зеркального Я».
Дж. Мид исходит из того, что становление личности нельзя свести лишь к субъективной копии норм и ценностей, поддерживающих отношения в обществе. Существенное значение при формировании личности имеет не только то, как к человеку относятся другие, но и то, как он сам оценивает их слова, чувства, жесты, установки. Личность человека формируется на пересечении социального «Я», которое аккумулирует прошлый опыт общества, и индивидуального «Я», которое связано с деятельностью человека, направленной в будущее. Социальное «Я» задает человеку вопросы, ставит проблемы, устанавливает границы и правила поведения. Индивидуальное «Я» дает человеку чувство свободы и инициативы. Взятые вместе и органически связанные, они и составляют его личность.
Социализация личности. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать социальный опыт — от законов до неписаных правил хорошего тона, которые регулируют их поступки и стремления.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — это процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества.
Социализация — это пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Она имеет две функции:
— поддерживать взаимодействие людей;
— обеспечивать сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами исторически сложившихся в нем образцов поведения.
Человек всегда включен одновременно в несколько качественно различных сообществ (семья, трудовой коллектив, партия, этнос и т.д.). У каждого сообщества своя культурная матрица, поддерживающая его существование. Поэтому, чтобы стать полноценным членом какого-либо сообщества, человек должен усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, принятых в данном сообществе, т. е. пройти социализацию. В процессе социализации человек включается в мир культуры, осваивает язык, сложившиеся формы общения с другими людьми, а также способы обращения с предметами.
|
|
Нормы, ценности и идеалы разных культур различаются. Приобщение к ним, выстраивание в соответствии с ними иерархии ценностей и составляют суть социализации. Каждое сообщество оценивает качества личности по своей шкале ценностей, которые лежат в основе важнейших социальных норм.
НОРМЫ — это ожидания и стандарты, управляющие взаимодействиями людей.
Есть писаные нормы (законы и подзаконные акты — инструкции, приказы, распоряжения начальства), но большинство норм неписаные (обычаи). Существуют также культурные идеалы: мы ценим, например, науку и искусство, самоотверженность и святость.
Для успешной социализации необходимо:
— невозможность или нежелание сохранять прежние роли;
— осознание ожиданий со стороны окружающих, уяснение новых образцов поведения (паттернов);
— желание перейти в новое социальное качество и перенять образцы поведения (конформизм).
Агенты социализации — это лица, группы и институты, участвующие в передаче норм, и ценностей, контролирующие и регламентирующие процесс социализации. Среди агентов социализации следует отметить особую роль средств массовой информации и школы. Некоторые телевизионные программы расширяют познавательные навыки детей, в то время как другие могут стимулировать их негативное поведение.
Обучение — базовый элемент социализации, так как основано, преимущественно, на практиках общения, в которых критерий истинности — конвенция (согласие). Однако обучение не сводится только к социализации, так как ее основой является жизненная практика. Поэтому возможно ускоренное обучение, но нет ускоренной социализации. Утверждение: «умный учится на чужих ошибках, дурак — на своих», — верно лишь отчасти. Мы все учимся на своих ошибках, а вот дураку и свои не впрок.
Социализация проходит несколько стадий: детство, юность, зрелость и старость.
|
|
Детство и юность — начальная (первичная) стадия социализации. Для нее характерны отсутствие экономической, политической и социальной самостоятельности, универсальность, разнонаправленность и формирование базовых ценностей, связанных с приписываемыми статусами. Агентами социализации на этой стадии являются первичные малые группы: семья, друзья, родственники.
Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормальной социализации ребенка. Казенная обстановка детских учреждений, в которых дети лишены ласки и любви пагубно влияет на социализацию детей. В этих учреждениях наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они часто отстают в своем физическом и умственном развитии.
Три психологических механизма помогают понять, как происходит социализация детей:
— имитация (подражание) — осознанное стремление ребенка играть в того, кого знают, копировать поведение родителей и учителей, которые служат для него образцами;
— идентификация — процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых;
— стыд и вина — механизмы, запрещающие определенное поведение или подавляющие его.
Зрелость и старость — это продолженная (вторичная) социализация. Она происходит в условиях сформировавшейся личности, наличия ее экономической, политической и социальной самостоятельности. Поэтому она специализирована и узконаправленна, формирует стереотипы и ценности, связанные с достигаемыми статусами. Агентами социализации являются преимущественно социальные институты: вуз, армия, работа, СМИ, а также группы сверстников.
В период взрослой жизни социализация связана с усвоением новых социальных норм, ролей и навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Здесь преобладает новация и ресоциализация. В старости мы уже не инициируем новое, а лишь сохраняем значимое для нас и систематизируем его, создавая условия для новаций молодых.
Среди условий, влияющих на успешную социализацию личности, следует обратить внимание и на формирование таких ее психологических качеств, как солидарность, лояльность и толерантность.
Нельзя стать членом той или иной социальной группы, если не изъявить свое единодушие, согласие с групповыми ценностями и ориентациями, т. е. не солидаризироваться с группой.
Под лояльностью обычно понимается преданность социальной группе, верность ее целям, готовность работать в ее режиме, чувство общности с коллективом. Лояльность предполагает и стимулирует личные обязательства членов социальной группы принимать участие в деятельности последней как можно эффективнее. Лояльность характеризует позитивную ориентацию поведения в группе или сообществе.
Толерантность характеризует позитивность социального взаимодействия. Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, что первоначально означало «терпение». Однако это качество предполагает не только терпимость личности к чужим обычаям, традициям, вкусам и предпочтениям, но и попытку понять других людей.
Сегодня значение этого термина возрастает и обогащается. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. трактует это понятие не только как моральный долг, но и как политическую и правовую потребность, как добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. В век все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения эскалация нетерпимости и конфликтов (межнациональных, межрасовых, межрелигиозных) потенциально возрастает и носит глобальный характер. Поэтому проявление толерантности должно способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка, но не означать отказ от своих или уступку чужим убеждениям.
Лучшее понимание толерантности достигается благодаря уяснению противоположного по значению понятия «нетерпимости». Бетти Э. Риердон среди симптомов нетерпимости называет стереотипы, предубеждения, дискриминацию, насмешку, поиск «козла отпущения», агрессивный национализм, расизм, этноцентризм, религиозный фанатизм, ксенофобию. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание, направленное на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.
Маргинальность личности. Термин «маргинальность» впервые употребил американский социолог Роберт Эзра Парк в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Понятие маргинальности у Парка (от лат. margo — край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур.
По Парку, «маргинальный человек —это тип личности, который появляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы и культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо».
Культурная маргинальность относится к процессам межкультурных контактов и ассимиляции. В ее основе лежат взаимоотношения разных культур, к которым вынужден приобщаться человек. Их результатом становится двусмысленность и неопределенность статуса и роли. К маргиналам относятся эмигранты первого поколения, дети (метисы), родители которых идентифицируют себя с разными расами, и т. д.
Контрольные вопросы
1. Что является «телом» (носителем) человеческой личности?
2. Кому принадлежит следующее высказывание: «Сущность человека —не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?
3. Кому из социологов принадлежит авторство в разработке концепции «зеркального "Я"»?
4. Как называется процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества?
5. Как называются лица, группы и институты, играющие главную роль в передаче норм и ценностей?
6. Кто, по мнению К. Маркса и 3. Фрейда, несет ответственность за формирование личности?
7. Каким понятием характеризуется позитивное взаимодействие в межличностном и межкультурном пространстве, ориентированное на межгрупповое и межсоциальное понимание и сотрудничество?
8. Охарактеризуйте понятие «маргинальность».
9. В чем состоят отличия культурной маргинальности, структурной маргинальное™ и маргинальности социальной роли?
10. В чем состоит специфика процессов маргинализации в современном российском обществе?