Черная метка

Ниже приводится глава из романа Р.Стивенсона “Остров сокровищ”.

Главный герой романа Джим завладел картой, на которой обозначено место, где пират Флинт перед смертью зарыл свои сокровища. Вместе с доктором Ливси и эсквайром Трелони Джим отправился к острову, на котором зарыты сокровища Флинта. Но оказалось, что команда их корабля состоит основном из пиратов во главе с одноногим коком Джоном Сильвером. После высадки на остров Джим и его друзья вступили в схватку с пиратами. Джиму удалось увести корабль на неизвестную никому стоянку. Друзья Джима скрылись от пиратов. Однако сам он попался к ним в плен. Сильвер на дал пиратам расправиться с ним. После этого они взбунтовались против Сильвера и, посовещавшись, решили отправить ему, как того требует пиратский обычай, “черную метку” со своим приговором.

В приведенной главе Джим описывает сцену вручения “черной метки” Сильверу. Прочитайте ее и постарайтесь выяснить, почему и каким образом Сильверу удалось взять верх над своими противниками.

... Дверь распахнулась и пятеро пиратов нерешительно столпились у порога, проталкивая вперед одного. При других обстоятельствах было бы забавно смотреть, как медленно и боязливо подходит выборный, останавливаясь на каждом шагу и вытянув правую руку, сжатую крепко в кулак.

- Подойди ближе, приятель, - сказал Сильвер, и не бойся: я тебя не съем. Давай, увалень, что там у тебя. Я знаю обычаи. Я депутата не трону.

Ободренный этими словами, разбойник ускорил шаги, сунув, что-то Сильверу в руки, торопливо отбежал назад к товарищам. Кок глянул на свою ладонь.

- Черная метка! Так я и думал, - проговорил он. - Где вы достали бумагу? Но что это? Ах вы, несчастные! Вырезали из Библии! Ну, будет уж вам за это! И какой дурак разрезал Библию?

- Вот видите! Сказал Морган.- Что я говорил? Ничего хорошего не выйдет из этого.

-Ну, теперь уж вам не отвертеться от виселицы,- продолжал Сильвер. - У какого дурака вы взяли эту Библию?

- У Дика, - сказал кто-то.

- У Дика? Ну, Дик, молись Богу, - проговорил Сильвер, - потому что твоя песенка спета. Уж я верно тебе говорю.

Но ту вмешался желтоглазый верзила.

- Довольно болтать, Джон Сильвер, - сказал он. - Команда, собравшись на сходку, как велит обычай джентльменов удачи, вынесла решение послать тебе черную метку. Переверни ее, как велит наш обычай, и прочти, что на ней написано. Тогда ты заговоришь по-другому.

- Спасибо, Джордж, - отозвался Сильвер. - Ты у нас деловой человек и знаешь наизусть наши обычаи. Что ж тут написано? Ага! “Низложен”. Так вот в чем дело! И какой хороший почерк! Точно в книге. Это у тебя такой почерк, Джордж? Да ты, брат, прямо-таки в первые люди у нас метишь. Я нисколько не удивлюсь, если теперь выберут капитаном тебя. Дай мне, пожалуйста, головню, а то трубка у меня никак не раскуривается.

- Ну-ну! - сказал Джордж. - Нечего тебе морочить команду. Послушай тебя - ты и такой и сякой, но теперь твоя песенка спета. Слезай с этой бочки и не мешай нашим выборам!

- А я думал, ты и вправду знаешь обычаи, - презрительно возразил Сильвер. - Ну, да не беда: ты не знаешь- так знаю я. Тебе придется еще малость подождать, потому что я покуда все еще ваш капитан. Вы должны предъявить мне свои обвинения и выслушать мой ответ. А до той поры ваша черная метка будет стоить не дороже сухаря. Посмотрим, что из этого выйдет.

- Не бойся, мы-то обычаев не нарушим, - ответил Джордж. - Так вот. Во-первых, ты провалил все дело. У тебя не хватит дерзости возражать против этого. Во-вторых, ты позволил нашим врагам уйти, хотя здесь они были в настоящей ловушке. Зачем они хотели уйти? Не знаю. Но ясно, что они зачем-то хотели уйти. В третьих, ты запретил нам преследовать их. О, мы тебя видим насквозь, Джон Сильвер! Ты ведешь двойную игру. В-четвертых, ты заступился за этого мальчишку.

- Это все? - спокойно спросил Сильвер.

- Вполне достаточно, - ответил Джордж. - Нас из-за твоего ротозейства повесят сушиться на солнышке.

- Теперь послушайте, что я отвечу на эти четыре пункта. Я буду отвечать по-порядку. Вы говорите, что я провалил все дело? Но ведь вы знаете, чего я хотел. Если бы вы послушались меня, мы все теперь находились бы на борту “Испаньолы”, целые и невредимые, жевали бы себе пудинг с изюмом, да и золото лежало бы в трюме, клянусь громом! А кто мне помешал? Кто меня торопил и подталкивал - меня, вашего законного капитана! Кто прислал мне черную метку в первый же день нашего прибытия на остров и начал всю эту дьявольскую пляску? Прекрасная пляска, я пляшу вместе с вами, совсем как те плясуны, что болтаются в лондонской петле. А кто все это начал? Эндерсон, Хендс и ты, Джордж Мерри. Из-за этих смутьянов ты один остался в живых. И у тебя хватает наглости лезть в капитаны! У тебя, погубившего чуть ли не всю нашу шайку! Нет, сколько на свете живу, а такого не видал!

Сильвер умолк. По лицу Джорджа и остальных я видел, что слова его не пропали даром.

- Это пункт первый! - воскликнул Джим, вытирая вспотевший лоб. Он говорил с таким жаром, что стены дрожали. - Клянусь, мне тошно разговаривать с вами. У вас нет ни рассудка, ни памяти. Удивляюсь, как это ваши мамаши отпустили вас в море! В море! Это вы-то джентльмены удачи? Уж лучше бы вы стали портными!..

- Перестань ругаться, _ сказал Морган. - Отвечай на остальные обвинения.

- А, на остальные! - крикнул Джон. - Остальные тоже хороши. Вы говорите, что ваше дело пропащее. Клянусь громом, вы даже не подозреваете, как скверно обстоит дело! Мы так близко от виселицы, что шея моя уже коченеет от петли. Так и вижу, как болтаемся мы в железных оковах, а над нами кружат вороны. Моряки показывают на нас пальцами, пока нас уносит все дальше туда, откуда нет возврата. “Кто это?” - спрашивает один. “Это Джон Сильвер. Я хорошо я его знал”, - отвечает другой. Ветер качает повешенных и разносит звон цепей. Вот что грозит каждому из нас из-за Джорджа Мерри, Хендса, Эндерсона и других идиотов! Затем, черт подери, вас интересует пункт четвертый - вот этот мальчишка. Да ведь он заложник, понимаете? Неужели мы должны попусту уничтожить заложника? Он, быть может, последняя наша надежда. Убить этого мальчишку? Нет, мои милые, не стану его убивать. Впрочем, я еще не ответил по третьему пункту. Отлично, извольте, отвечу. Может быть, вы ни во что не ставите ежедневные визиты доктора, доктора, окончившего колледж? Твоему продырявленному черепу, Джон, уже не надобен доктор? А ты, Джордж Мерри, которого только шесть часов назад трясла лихорадка, у которого глаза желтые, как лимоны,, - ты не хочешь лечиться у доктора? Быть может, вы не знаете, что сюда скоро должен прийти второй корабль на помощь? Однако он скоро придет. Вот когда вам пригодится заложник. Затем пункт второй.: вы обвиняете меня в том, что я заключил договор. Да ведь вы сами на коленях умоляли меня заключить его! Вы ползали на коленях, вы малодушничали, вы боялись умереть с голоду и подохли бы с голоду, если б не я... Но все это пустяки. Поглядите, - вот ради чего я заключил договор!

И он бросил на пол лист бумаги. Я сразу узнал его. Это была та самая карта на желтой бумаге, с тремя красными крестиками, которую я нашел когда-то на дне сундука Билли Бонса.

Я никак не мог уразуметь, почему доктор отдал ее Сильверу. Разбойников вид этой карты поразил еще сильнее, чем меня. Они накинулись на нее, как коты на мышь. Они вырывали ее друг у друга из рук с руганью, с криком, с детским смехом. Можно было подумать, что они не только уже трогают золото пальцами, но везут его в полной сохранности на корабле.

- Да, - сказал один, - это подпись Флинта, можете не сомневаться. Дж.Ф., а внизу шлюпочный узел. Он всегда подписывался так.

- Все это хорошо, - сказал Джордж, - но как мы увезем сокровища, если у нас нет корабля?

Сильвер внезапно вскочил, держась рукой за стену.

- Предупреждаю тебя в последний раз, Джордж! - крикнул он. - Еще одно нахальное слово, и я буду драться с тобой... Как? Почем я знаю как! Это ты должен мне сказать, ты и другие, которые проворонили мою шхуну с твоей помощью, черт возьми!

Но нет, мне незачем ждать от тебя умного слова - ум у тебя тараканий!

Но разговаривать учтиво ты должен, или я научу тебя вежливости!

- Правильно, - сказал старик Морган.

- Еще бы! Конечно, правильно! - подхватил кок. - Ты потерял наш корабль. Я нашел вам сокровища. Кто же из нас стоит большего? Но, клянусь, я больше не желаю быть у вас капитаном. Выбирайте кого хотите.

С меня довольно!

- Сильвера! - заорали все...

Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему Сильвер подбадривает пирата, вручающего ему черную метку?

2. На что направлены рассуждения Сильвера о Библии?

3. С какой целью Сильвер говорит о почерке, которым сделана надпись на черной метке, и хвалит Джорджа?

4. Почему Сильвер просит Джорджа дать ему головню?

5. Почему Джордж игнорирует эту просьбу и отвечает на нее резкими выпадами против Сильвера?

6. В каком порядке Сильвер отвечает на предъявленные ему Джорджем обвинения? Почему он отвечает на них не в той последовательности, в какой они были выдвинуты?

7. Кого из пиратов Сильвер чаще всего упоминает в своих ответах и почему?

8. Какую выгоду извлекает Сильвер, соглашаясь с мнением пиратов, что их дела скверны? Зачем он пространно описывает картину ожидающей их казни?

9. Какими средствами пользуется Сильвер, чтобы опровергнуть брошенные ему обвинения?

10. Почему карта Флинта была предъявлена в последний момент спора?

11. Зачем Сильвер заявляет о своем уходе с поста капитана?

12. Какие черты лидера проявляет Сильвер?

13. В чем уступает ему соперник?

14. Как можно было бы противостоять манипулятивным приемам Сильвера?

“Школа дьяволов”

В одной из глав книги В.Цветова “Пятнадцатый камень сада р ë андзи” рассказывается о подготовке работников среднего звена для японских фирм в специальном учебном заведении, называемом “Школа дьяволов”. Обучение в нем опирается на использование сильнодействующих манипулятивных средств и методов воздействия на психику, с помощью которых достигается снижение критичности мышления учащихся и их ответственности за свои поступки. Человек из субъекта действия превращается в объект манипуляций.

Прочтите отрывок из книги В.Цветова, в котором описывается учеба в “Школе дьяволов”. Определите, где в нем речь идет о средствах и способах манипуляции, в чем их сущность, каковы результаты, к которым они приводят. Продумайте ответы на вопросы, помещенные после этого текста.

Уже не ночь. Но еще и не утро... И прежде чем проснулись птицы, пологий горный склон, на котором расположились два длинных здания с галереями на обоих этажах и похожая на армейский плац площадка с флагштоком, вдруг огласился песней, заставившей меня вздрогнуть - так внезапно и грубо вторглась она в предрассветный покой. Из мощных динамиков грянуло:

Дьявол-фельдфебель требует петь

В четыре тридцать утра.

Мы споем его любимый марш,

И голос наш, подобно клятве однополчан,

Пронзит ад до самого дна -

Дна, где ползаем мы.

Мужчины в одежде, покроем напоминавшей солдатскую форму, стремглав выбежали из зданий и построились на площадке в шеренги. Но дьяволу-фельдфе­белю показалось, что построение выполнено недостаточно быстро. “Отставить! Назад!” - прогремел приказ, и мужчины побежали обратно в общежития-казармы. “Становись!” Опять толпа понеслась к флагштоку. Снова “Отставить! Назад!” и чуть погодя: “Становись!”... Вспомнился документальный фильм о муштре в старой императорской армии: “Лечь! Встать! Бегом! Лечь! Встать! Бегом! Лечь! Встать! Лечь! Встать!”

Потом, в интервью, инструктор “Школы дьяволов” Акио Ивата скажет мне: “Вы правы, обучение у нас похоже на армейскую муштру. Но бизнес есть война.” А директор школы Ясуо Мотохаси растолкует: “Общинные условия, воссозданные на предприятиях и фирмах, заставляют, конечно, персонал добросовестно трудиться. Но этого мало. Надо, чтобы персонал действовал стремительно и безошибочно. Как автоматы.”

На верхушку флагштока пополз флаг - на голубом поле распластавший крылья орел. Застывшие в шеренгах люди хором запели гимн: “Мы, учащиеся “Школы дьяволов”, славим пот, который выдубил нашу кожу и кровь, что впитала опыт, добытый потом. Мы славим тебя, наша школа!”

На плацу - 220 человек, очередной поток учащихся. Все- служащие среднего звена промышленных и торговых фирм со стажем работы один-два года. Все. как того требуют правила приема в школу, физически здоровы и имеют спортивную подготовку. Фирмы платят 1000 долларов за 13-дневное пребывание сотрудника в школе. За год курс одолевают 5000 человек.

У каждого, кто замер в шеренгах, на куртке - 17 так называемых “лент позора”. По числу дисциплин, изучаемых в школе. Сдал зачет, ленточку разрешат снять. Первая дисциплина, какой учащиеся занялись после утреннего построения, зарядки и завтрака, - “Составление отчета”. Отчеты пишутся ежедневно - о прошедших сутках учебы. Отчеты вкладываются в конверты и посылаются в фирмы, направившие в школу сотрудников. День от дня на составление отчета отводится все меньше времени, для его написания выдается листок бумаги меньшего размера, но требования к содержанию повышаются - отчет должен быть лаконичным, четким и полным, а главное - точным.

Другое занятие - разговор по телефону. “Впечатление о фирме создается у клиента по первому телефонному звонку в нее, - услышал я от инструктора. - Кроме того, абонентная плата за пользование телефоном зависит в Японии от продолжительности разговоров”. В школе обучают говорить по телефону вежливо, как в храме, информативно, как при закладке данных в компьютер, коротко, как при отдаче команды идти в атаку. За две минуты - ответ на любой поставленный вопрос. Такова цель тренировки по этой дисциплине.

“Позитивное мышление” - так называется одна из 17 дисциплин. Совершенно бессмысленный текст в 600 слов надо выпалить наизусть без единой ошибки. Получается на сотый раз. Слова вылетают изо рта, помимо сознания, но громко, четко и уверенно. Для этого отрабатывается дикция. Дисциплина далека от мышления, тем более - позитивного, как философский словарь далек от устава гарнизонной службы. “Подобным образом и требуется передавать подчиненным приказы, поступающие от начальства”, - сказал инструктор.

- Трудно ли здесь учиться?

Человек, долбивший текст из 600 бессвязных слов, прервал свое занятие и ответил:

- Очень трудно.

- Что самое трудное?

- Научиться быстро и правильно принимать решение на основе полученного приказа.

- Почему же этому трудно научиться?

- Потому что надо быстро совершать действия. Раньше я этого не умел.

Другого учащегося я отвлек от повторения согласных звуков - он старался избавиться от картавости.

- Для чего вы поступили в школу?

- Я тоже опаздывал с действиями. Поступил сюда, чтобы убыстрить реакцию.

_ Нравится ли здесь учиться?

- Да. В школе учат добиваться цели, собрав воедино все душевные и физические силы.

Насчет физических сил сказано верно, но что касается сил душевных, то, сдается, выпускникам школы они без надобности.

“Ситуация номер пять!” командует инструктор. И учащийся на память декламирует перечень мер, которые необходимо предпринять, если фирма столкнется с трудностями, смоделированными в “ситуации номер пять”. Таких ситуаций - сорок. Учащиеся обязаны вызубрить рецепты на все сорок случаев. Разразился ли трудовой конфликт или банк отказал фирме в кредите, сократилась ли сумма продаж или продукция перестала пользоваться спросом, выпускник школы должен поступать в любом из сорока случаев так же автоматически, как заученно надувают стюардессы спасательные пояса, когда самолет падает в море.

В первый день учебы главный инструктор “Школы дьяволов” напутствует новобранцев: “В школе вы должны вытравить в себе чувство собственного достоинства”. Ясуо Мотохаси об этом же сказал мне так: “Наиболее частая причина невыполнения приказов - чувство стыда за поступки, которые требует выполнить начальство. Я придумал, - не без самодовольства сказал Мотохаси, - как изживать подобное чувство у учащихся школы”

В час пик перед вокзалом - в самом людном месте города - на середину площади выходят учащиеся, громко, чтобы слышали прохожие, называют свое имя и место жительства и во все горло принимаются петь. Находящийся в пятидесяти метрах инструктор не позволит “солисту” уйти с площади, пока песня не станет перекрывать уличный шум.

“Истинный мужчина не опускает глаз! - надрываются “самураи бизнеса”, как нарек Ясуо Мотохаси питомцев школы. - Истинный бизнесмен готов, не смущаясь, работать до испарины, чтобы произвести товар, и торговать им до обильного пота. Не падать духом никогда!” Текст “вокзальной песни” написал сам Мотохаси.

Последняя дисциплина - ночной марш. Сорок километров по горам надо преодолеть втроем или впятером, имея на руках весьма условную схему местности, в рюкзаке - сухой паек и немного воды, а в кармане - 30 иен на группу - денег хватало только на вызов по телефону-автомату машины скорой медицинской помощи или полиции. Задача: пройти весь маршрут, отметившись в контрольных пунктах, и в полном составе вернуться назад. Кто придет раньше, дольше отдохнет, ведь в 4:30 утра начнется новый учебный день.

- Ночной марш преследует две цели, - сказал мне Мотохаси. - Во-первых, он воспитывает спаянность, умение действовать сообща, и, во-вторых, решительность. Успешно проделать ночной марш можно, лишь точно выполняя приказы старшего группы, которому инструктор доверяет схему маршрута.

Мотохаси взял в руки пачку свидетельств об окончании школы, приготовленную для выпускной церемонии, потасовал их, словно игральные карты, разложил на столе веером и гордо произнес:

- Выбирайте любого. Качество гарантирую.

- На чем же основана ваша уверенность в качестве?

- Если к концу курса инструкторы не снимут с куртки учащегося все 17 “лент позора”, такого учащегося фирма уволит, - ответил Мотохаси.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему все слушатели одеты в одинаковую форму и выстраиваются в шеренги на плацу?

2. Для чего введены “ленты позора”, какие функции они выполняют?

3. Какие полезные навыки получают учащиеся? Как эти навыки связаны с манипуляцией?

4. Что такое “позитивное мышление”?

5. Почему инструкции требуется заучивать дословно?

6. Почему ночной марш выполняется группой?

7. Каково ваше отношение к методам “Школы дьяволов”?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: