Культурологический словарь. Антропотеокосмизм – нерасчленённость сфер человеческого, божественного и природного в сознании человека

Антропотеокосмизм – нерасчленённость сфер человеческого, божественного и природного в сознании человека.

Идол – статуя, предмет, которому поклоняются как божеству, кумиру.

Фольклор – (англ.) народная мудрость. Произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки, песни и др.)

Волхвы – у древних славян: чародей, колдун, жрец.

Сварог – бог неба в славянском «пантеоне», бог огня.

Перун – сын Сварога, в славянской мифологии Бог грозы и грома (громовик), у восточных славян - войны, оружия, княжеской власти.

Велес – бог скота и царства мёртвых (дракон, змей), разрушитель.

Ярило – божество пробуждающейся природы, весеннего солнца, утреннего света.

Лада – богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты.

Лель – юный бог любви и страсти, сын Лады.

Марена – богиня, связанная с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскрешения природы.

Ярило, Купала – божества солнца.

Монотеизм – (monos – один, theos - бог) – единобожие; служение одному Богу.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему, связанных друг с другом пространств - ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Летопись – 1) вид русской повествовательной литературы 11-17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2) то же, что история. Летопись боевой славы.

Икона – (от греческого eikon – изображение, образ) предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых; образ.

Житие – описание жизни святых и лиц, канонизированных христианской церковью («Житие Сергия Радонежского», «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича…»).

Поучение – наставление, назидательный совет.

Аскетизм – (гр. asketes - упражняющийся), строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.

Исихазм - этико-аскетическое течение в православии - подвижничество, рассматриваемое как духовно-телесное соединение с Богом. Связано с особым поклонением (молением) Богу, с психофизическим контролем состояния организма и сознания. Это путь преображения человеческого духа через аскетизм, уход от мира; неординарное явление христианской духовной культуры в условиях пещерного (подземного) затворничества в монастырях. Подземные монастыри были очагами исихеи на Руси, ибо здесь ни звуки мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Активными последователями исихазма стали Нил Сорский и Сергий Радонежский

Кремль – центральная часть, крепость в старых русских городах, например, Московский кремль.

Фреска – 1) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке, например, древнерусские фрески; 2) вид живописи – настенная роспись.

Икона – (от греч. eikon – изображение, образ) – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком смысле – произведение специфического вида средневекового искусства, имеющее культовое значение. Иконы рассматриваются церковью как символ, таинственно связанный с Богом, а потому позволяющий духовное приобщение к «оригиналу», то есть проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета церкви, росту его богатства.

Демократическая сатира – литературный жанр второй половины XVII в. В сатирических произведениях, например, обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие.

Московское барокко – архитектурный стиль второй половины XVII в. Его характерные черты: многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчёркнутая устремлённость здания вверх.

Парсуна (искажение слова «персона») – условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI-XVII вв., сохраняющих приемы иконописи. Возглавил направление Симон Ушаков. В 80-90-е годы XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I Н.К. Нарышкиной. Для них характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

Скоморох – певец – музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат в Древней Руси.

Строгановская школа – условное название стиля в русской иконописи первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских Москвы и Сольвычеготска, где находилось их имение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: