I. Деятельная концепция культуры

Культура как предмет исследования культурологии.

Этимология и генезис понятия культуры.

Cultio (от латин.) – возделывание, обработка.

Впервые использовал Кат о н (3-2 век до нашей эры), Рим, сенатор. В трактате «о сельском хозяйстве», чтобы земля давала урожай её нужно окультурить

Цицерон (2-1 в.д.н.э.) философ, гос. деятель. Переводит термин в область человеческих отношений в труде «Тускуланские тетради». Утверждает, что человеческую душу как и землю нужно возделывать, по сути, он говорит о воспитании.

Culturaanimaephilosophiaest

В дальнейшем термин культура в язык западно-европейской науки и философии входит лишь в новое время (17-19 век)

17-18 веках (18 – просвещение), культура начинает пониматься как то,что человек добавляет к природе. Как то, что он создаёт сам, воспитывает. Термин начинает соотносится с определёнными историческими эпохами.

19 век. Культура уже начинает мыслиться как некая целостность.

Эдвард Тайлор – английский антрополог, сторонник эволюционизма. В 70 годы 19 века выходит книга «первобытная культура».

Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается из знания, обычаев, традиций, искусства, верований, нравственности, а так же других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества

20 век. Американские антропологи Кребер и Клакхон подсчитали, что с 1871-1919 было дано 7 определений культуры. А с 1920-1950 их было уже 157, на данный момент определений около 500

Причины такого разнообразия соответствует развитию разных сфер науки, сложности самого феномена и т.д.

Сущностные концепции культуры.

I. Деятельная концепция культуры

Основы заложены в эпоху просвещения. Культура мыслиться как некий микромир, как вторая природа, созданная человеком. Культура – искусственная природа человека. Натура – природа.

Культура – результат человеческой деятельности. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна и столь же разнообразны формы этой деятельности – материальная, художественная, духовная, физическая культура.

Деятельный подход начинает развиваться в Российской науке. Пионером был М.Каган

В западной науке очень близким к деятельному подходу становится антропологический подход о понимание сущности культуры.

Общее между ними то, что понимание сущности культуры, причина её возникновения выводятся из специфики человеческой природы

Гелен (20 век) Немецкий философ. Сравнивает человека с животными. Поведение животных обусловлено инстинктами. Инстинкт по Гелену – готовое поведение. У человека нет столько инстинктов, он более пластичен.

И.Кант говорил о том, что человек изначально обладал дефицитом природных задатков. Для того что бы выжить, человек выработал иные по сравнению с животными формы адаптации к миру. Не приспосабливается к миру, а приспосабливает мир. И возделывает искусственную среду обитания – культуру

Культура по Гелену – оборудованная и обезвреженная для жизни человека окружение.

Культура – способ человеческой жизни.

Культура – совокупность вне биологических программ человеческой деятельности, по средствам которых осуществляется аккумуляция и трансляция социо-культурного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: