double arrow

Герменевтика музея. Музей в зеркале культуры


Глава 2. Музей как феномен культуры XX в.

Музей как одно из значимых, знаковых явлений культуры XX в. многократно являлся объектом рефлексии со стороны как создателей культуры (художников, писателей, архитекторов, дизайнеров) и ее интерпретаторов (искусствоведов, социологов, историков, философов, психологов и т.п.), так и со стороны представителей разных слоев общественности. Характеристика статуса музея в современной культуре предполагает, в первую очередь, анализ текстов, в которых проявилась оценка положения музея. Кроме того, исследование музея как феномена культуры необходимым образом включает и иной аспект-изучение воздействия музея на культуру. Возможность увидеть «в зеркале музея» современную культуру в ее единстве, а также изучение влияния музея на различные культурные процессы позволяет говорить об особом положении музея в рамках культурной ситуации XX в. Анализ культурного статуса современных музеев опирается в данной главе в основном на философскую герменевтику, представляющую собой способ осмысления «проблемы музея» в двух взаимодополняющих аспектах: как способности музея отражать культурные тенденции, так и его (музея) возможность воздействовать на культуру.

Музей - это особый институт в системе культуры, ее субъект и объект. Являясь частью культуры, он движется в русле общих тенденций ее развития, но в то же время он оказывает влияние на культурные процессы. С момента своего появления пространство музея наделяется особым смыслом, воспринимается как высшая инстанция, и музей постепенно начинает оказывать все большее влияние на развитие культуры, особенно на протяжении последних десятилетий XX в. В связи с этим особый статус музея стал предметом осмысления культуры, которая стремится тем самым лучше понять саму себя. Не только музееведы, по роду своей деятельности призванные изучать различные стороны музейного бытия, но различные деятели культуры (от художников и писателей до философов, психологов, социологов), а также представители широкой общественности высказывали и высказывают свое мнение о музее как одном из значимых социокультурных институтов. Иногда те или иные реплики выливались в целые


дискуссии о положении и роли музея в культуре. Стоит отметить, что в философской литературе «проблема музея» вышла за пределы рефлексии о музее как таковом и приобрела характер целостного осмысления современной культурной ситуации.

Культура XX в. рассматривает музей как важный критерий оценок, некий эталон. Более того, музей осознается как «инстанция вечности», ибо музейные экспонаты, в идеале, должны храниться бесконечно долго, передавая информацию из поколения в поколение. Воспринимая музей как компетентную и авторитетную инстанцию, общество часто требует, чтобы музей стал третейским судьей в тех или иных вопросах. Связано это с тем, что музеи в основном экспонируют подлинные вещи или даже целые исторически сложившиеся комплексы подлинных вещей. Это дает посетителю уверенность, будто он имеет дело с истиной, ибо ему кажется, что высказывания «музейного языка» невозможно исказить. На самом же деле это не так. Любое общество, любая культура, любая власть (и авторитарная, и демократическая) используют музей для создания благоприятной для них интерпретации событий и явлений, освещаемых средствами музейной экспозиции. Как и все остальные социокультурные институты, музей является продуктом определенной культурно-исторической ситуации и не может не отражать реалий культуры и общества того или иного периода.

При этом стоит отметить, что музей имеет особый статус в современной культуре. На протяжении XX в. возросло его влияние на различные культурные процессы, в связи с чем появилась необходимость осмысления функциональных особенностей музея, основ его деятельности и перспектив его развития. Чем больше усиливалась роль музея в культуре, тем большее внимание он привлекал к себе со стороны представителей различных гуманитарных дисциплин и тем громче начинали звучать критические замечания по поводу тех или иных сторон музейной деятельности. «"Заплесневелый", "старомодный", "траченый молью" -с подобными определениями, которые можно встретить почти в любом газетном абзаце, где есть слово "музей", мы хорошо знакомы»94. Такие и даже более критичные и презрительные высказывания о культурной роли музеев, особенно


художественных, звучали со стороны представителей общественности и специалистов-гуманитариев (за исключением, пожалуй, только музейных работников). Деятели культуры, среди которых можно выделить как создателей искусства (художников, архитекторов и скульпторов авангардистского направления), так и «переводчиков» и «трансляторов» современной культуры (арт-критиков, искусствоведов, философов, социологов, психологов и пр.) критиковали музей за его консерватизм и репрессивность: «культурный механизм под названием "музей" репрессивен по определению, поскольку задает музеефицируемым предметам конкретное, нужное ему семантическое поле,

актуализирующее то или иное значение из веера потенциальных семантик» , Философы от Г.-В.-Ф. Гегеля и Ф. Ницше до М. Хайдеггера, Т. Адорно и М. Мерло-Понти96 с тревогой констатировали отрыв искусства от жизни. В большой степени виновны в этом музеи, ставшие наряду с галереями, выставочными залами и художественными салонами практически единственной сферой бытования произведений искусства.

Стоит отметить, что проблема непосредственной связи музейной деятельности с жизнью общества актуальна по сей день. Сейчас очень популярны всевозможные музеи истории и культуры локальных сообществ. Во Франции это экомузеи, в Германии - музеи малой родины (Heimatmuseum), у нас региональные или краеведческие музеи. Иногда роль центра культурной жизни определенной территории выполняют музеи, посвященные событию или явлению, связанному с прошлой и настоящей жизнью данного региона. Пример -Музей многоквартирного дома в Нижнем Ист-Сайде в Нью-Йорке, деятельность которого направлена на показ быта иммигрантов из разных стран. Через изображение жизненных коллизий семей разных национальностей посредством экспозиции и различных тематических вечеров музей знакомит с национальными традициями, учит уважать чужую культуру и тем самым добивается интеграции (социализации и инкультурации) нынешних переселенцев в жизнь современной Америки. С точки зрения Рут Дж. Эйбрам, основательницы и президента этого

Выступление Ф. Фрэнсиса, президента ассоциации музеев. Цитата по: Коссонс Н. Новые тенденции. \\ Museum. 1983. №138. С. 11.

93 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб: Петрополис, 2001. С. 170. 96 См. подробнее: там же, с. 131-145.


музея, ему «суждено стать местом встречи посетителей, стремящихся найти решение застарелых социальных, экономических и политических проблем»97.

«Потребители» современной культуры, общественность в самом широком понимании этого слова, воспринимают музей, прежде всего музей современного искусства; как учреждение элитарной культуры, язык которого чужд большинству населения. Они обеспокоены высокими затратами на содержание музеев, ибо польза от музейной деятельности кажется им несопоставимой с этими затратами. Исходя из этой логики, оправдано может быть только финансирование учебных и естественнонаучных музеев, собрания которых могут непосредственно использоваться в процессе обучения. Но статистика последних десятилетий свидетельствует, что наибольшей популярностью пользуются художественные музеи, особенно выставки картин мастеров старых европейских школ и наших знаменитых современников. Спрос рождает предложение. Это значит, что при отсутствии интересных, талантливо и профессионально сделанных выставок в государственных и муниципальных музеях любители искусства пойдут в частные галереи. Кроме того, подходить к любому социокультурному институту только с позиций прямой экономической выгоды означает нивелировать его значение.и ставить под вопрос культуру и самого человека, ведь культура- это способ человеческого бытия. Доходность в денежном эквиваленте- это задача предприятий сферы бизнеса. Основная же задача музеев- сохранять для передачи потомкам культурную информацию в виде подлинных предметов. Даже если этому не сопутствует финансовый успех.

Будучи «резервуаром предметов и смыслов», музей сохраняет в своих стенах научные,, художественные, этнические, технологические и иные традиции. Накопленный в музеях вековой опыт человечества может быть в любой момент снова актуализирован культурой, переработан и использован при создании нового. Именно на это обращают внимание музейные сотрудники, в целом положительно характеризуя роль музея в культуре. «Современный музей является концентрированным выражением духовных устремлений культуры прошлого и настоящего... Во всем мире наблюдается рост значения и престижа

Эйбрам Р. Дж. Участие прошлого в формировании будущего: исторические памятники нового типа. \\ Museum. 2001. № 209. С. 9.


музеев...» Тенденция к расширению культурного влияния характерна для второй половины XXв. Это время- сложный и неоднозначный этап существования музеев. С одной стороны, лавинообразно выросли негативные оценки роли музея, с другой стороны, начался так называемый «музейный бум», в результате чего так же быстро и практически неуправляемо возросло количество новых музеев, а также количество посетителей на старых и новых экспозициях. Многие' музеи перестроили свою деятельность, ориентируясь на запросы современных посетителей. • Некоторые музеи даже перестали быть «просто музеями», превратившись в полифункциональные культурные центры, то есть став феноменом, обладающим совершенно особой значимостью для культуры второй половины XX в. В итоге в конце прошедшего столетия появились тенденции рассматривать музей как важнейший диагностический признак всей современной западной культуры. - Для подтверждения высокого статуса и усилившейся культурной роли музеев можно привести несколько примеров, свидетельствующих, что музеи воспринимались широкими слоями общества как абсолютная истина и продолжают восприниматься так до сих пор. Среди наиболее ярких образцов такого отношения к музеям- ситуация с художественными и историко-мемориальными музеями. Мемориальный дом-музей «обладает гораздо большей, чем музеи другого типа, возможностью воскрешать в памяти события прошлого и устанавливать контакт между посетителем и историей, живущей в самом доме... В этом контексте исторический дом воспринимается как символ событий,


Сейчас читают про: