"КОНФЛИКТОВ.net"
Приветствие (приветствуем участников, представляемся, презентуем мастер-класс).
Обсуждение (обращаемся к участникам с вопросом, по теме мастер-класса).
Теория конфликта.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Участники конфликта называются субъектами конфликта.
Конфликты важны и необходимы в процессе взаимодействия членов коллектива. Однако эти ситуации нужно контролировать, не допускать обострения конфликтных ситуаций. Во многом этому способствует писк взаимоприемлемых решений. Помните о том, что каждый из нас мыслит субъективно. Представьте себе, что вы попали в конфликтную ситуацию, постарайтесь максимально ощутить те эмоции, которые вы испытываете, во время конфликта.
Схема развития конфликта и вероятность выхода из конфликтной ситуации.
Каждый конфликт развивается по четкой схеме, где каждая стадия имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
|
|
90% |
50-60% |
1-2% |
30% |
2) Возрастание напряжённости. На этом этапе возрастает психологическое напряжение участников, вероятность выхода из конфликтной ситуации снижается до 50-60%.
3) Пик конфликта. Это наивысшая точка напряжённости. Участники могут дойти до открытых проявлений агрессии, включая крики и даже драку. В этот момент решить конфликт практически невозможно (вероятность равна 1-2%), т.к. в этот момент стороны слишком раздражены и достучаться до их разума будет очень сложно.
4) Спад, затухание конфликта. На этом этапе напряжённость падает, т.к. субъекты уже высказали друг другу всё, что думают. Однако вероятность выхода из конфликтной ситуации не очень велика (30%), т.к. ещё свежи воспоминания участников обо всех обидных словах, сказанных в адрес друг друга.
5) После затухания конфликта вновь наступает спокойный период, с достаточно высокой вероятностью разрешения конфликта. Но если конфликт не решить, то рано или поздно вновь напряжённость начнёт возрастать, и наступит новый пик. Т.е. цикл будет повторяться до тех пор, пока решение конфликта не будет найдено.
Упражнение на закрепление теории - "Достойный ответ".
Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
|
|
Содержание: Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Обсуждение: Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.