Салливан

В системе Салливана латентный период носит название “ювенильная эра”. Она

начинается с нарастания потребности во взаимодействии с детьми того же возраста.

Ребенок больше не довольствуется окружением авторитетных взрослых, более или менее

личных игрушек и животных, его теперь тянет в окружение сверстников. Если сверстники

доступны, объединение с ними играет новую значимую роль. Если сверстники не доступны,

ребенок в воображении создает товарищей по играм. Новое

· 175-

стремление к кооперации входит в жизнь, и наряду со способностью к игре с окружающими

детьми происходит обучение соревнованию и компромиссу.

Огромную значимость приобретает жизненный опыт пребывания в школе. Окажется

ли он болезненным, зависит от предшествующего воспитания ребенка. Тот, кто вынужден

прибегать к магическим средствам из детства наподобие слез, вспышек гнева или жалоб

маме, будет испытывать очень трудные времена, так как он не найдет симпатии у

сверстников. Школа также привносит новый опыт приспособления к авторитетам. Прежний

способ общения с родителями часто оказывается неэффективным. Межличностные

отношения между учителем и учеником могут влиять на становление личности ребенка в

хорошем или плохом направлении. В случае чрезмерно пуританских и ригидных родителей

школьный жизненный опыт способствует выправлению самости весьма конструктивным

образом. С другой стороны, ребенок из счастливой семьи под влиянием резкого и грубого

учителя может претерпевать противоположные изменения. Неприятная школьная ситуация

способна вынудить к регрессивным мечтаниям о прошлых счастливых днях, проведенных

дома.

Страх остракизма со стороны окружающих в ювенильную эру играет выдающуюся

роль. В это время персонификация самости определяется главным образом признанием

окружающих. У детей имеется склонность к разделению на популярных, средних и

непопулярных. Еще один новый феномен - это появление близкого друга, очень желанного

человека, кто как-то способствует удовлетворению потребностей и избеганию тревоги (см.

прим. 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: