В системе Салливана латентный период носит название “ювенильная эра”. Она
начинается с нарастания потребности во взаимодействии с детьми того же возраста.
Ребенок больше не довольствуется окружением авторитетных взрослых, более или менее
личных игрушек и животных, его теперь тянет в окружение сверстников. Если сверстники
доступны, объединение с ними играет новую значимую роль. Если сверстники не доступны,
ребенок в воображении создает товарищей по играм. Новое
· 175-
стремление к кооперации входит в жизнь, и наряду со способностью к игре с окружающими
детьми происходит обучение соревнованию и компромиссу.
Огромную значимость приобретает жизненный опыт пребывания в школе. Окажется
ли он болезненным, зависит от предшествующего воспитания ребенка. Тот, кто вынужден
прибегать к магическим средствам из детства наподобие слез, вспышек гнева или жалоб
маме, будет испытывать очень трудные времена, так как он не найдет симпатии у
сверстников. Школа также привносит новый опыт приспособления к авторитетам. Прежний
|
|
способ общения с родителями часто оказывается неэффективным. Межличностные
отношения между учителем и учеником могут влиять на становление личности ребенка в
хорошем или плохом направлении. В случае чрезмерно пуританских и ригидных родителей
школьный жизненный опыт способствует выправлению самости весьма конструктивным
образом. С другой стороны, ребенок из счастливой семьи под влиянием резкого и грубого
учителя может претерпевать противоположные изменения. Неприятная школьная ситуация
способна вынудить к регрессивным мечтаниям о прошлых счастливых днях, проведенных
дома.
Страх остракизма со стороны окружающих в ювенильную эру играет выдающуюся
роль. В это время персонификация самости определяется главным образом признанием
окружающих. У детей имеется склонность к разделению на популярных, средних и
непопулярных. Еще один новый феномен - это появление близкого друга, очень желанного
человека, кто как-то способствует удовлетворению потребностей и избеганию тревоги (см.
прим. 5).