Культурология – комплексная гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и существования культуры.
Возникновение культурологии как отдельной отрасли гуманитарного знания в первой четверти XX века объясняется конфликтом культур в Европейском обществе. В широкое употребление термин «культурология» ввёл американский учёный Лесли Уайт (1900-1975) как синоним науки о культуре. Именно ему принадлежит попытка создания общей теории культуры.
Базисом культурологии выступают отдельные науки о культуре – археология, история, психиатрия, этнография и т.д. Культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, ценностей, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, технологий, идеологий и пр., т.е. небиологическую форму существования человека и смыслы, которыми для него наполнен мир.
В зависимости от цели познания культурология подразделяется на:
· Теоретическую (изучает закономерности культурного процесса)
· Фундаментальную (включает в себя социальную культурологию, психологию культуры, культурную семантику, историю культурологии)
· Прикладную (прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, описание повседневных практик людей)
Функции культурологии:
· Мировоззренческая (выработка культурологического мышления)
· Теоретико-познавательная (вскрывает тенденции развития культуры)
· Методологическая (раскрывает закономерности развития культуры)
· Регулятивная (обеспечивает определённое воздействие людей на процессы развития культуры)
· Аксиологическая (оценивает результаты деятельности личности в области развития культуры)
· Прогностическая (позволяет прогнозировать развитие культуры)
· Воспитательная (помогает формированию культуры и воспитанию жизненной позиции)
Методы изучения культуры в культурологии:
· Диахронический (изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности)
· Генетический (рассматривает культуру с точки зрения возникновения и развития)
· Системный (изучает культуру, показав её в настоящий момент времени во всей полноте её связей и отношений с другими культурами)
· Сравнительно-исторический (позволяет сравнивать в историческом разрезе самобытные явления культуры)
· Семиотический (рассмотрение культуры как знаковой системы)
· Биографический (анализ жизненного пути деятеля культуры)
· Синхронический (совокупный анализ двух или нескольких культур на определённом этапе их развития)
· Аксиологический (изучение культуры как совокупности ценностей)
· Структурно-функциональный (разложение изучаемого объекта на составные части и выявления внутренней связи)
· Психологический (позволяет воспринять мотивацию, логику культурных действий)