Предмет и объект культурологии

Культурология – комплексная гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и существования культуры.

Возникновение культурологии как отдельной отрасли гуманитарного знания в первой четверти XX века объясняется конфликтом культур в Европейском обществе. В широкое употребление термин «культурология» ввёл американский учёный Лесли Уайт (1900-1975) как синоним науки о культуре. Именно ему принадлежит попытка создания общей теории культуры.

Базисом культурологии выступают отдельные науки о культуре – археология, история, психиатрия, этнография и т.д. Культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, ценностей, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, технологий, идеологий и пр., т.е. небиологическую форму существования человека и смыслы, которыми для него наполнен мир.

В зависимости от цели познания культурология подразделяется на:

· Теоретическую (изучает закономерности культурного процесса)

· Фундаментальную (включает в себя социальную культурологию, психологию культуры, культурную семантику, историю культурологии)

· Прикладную (прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, описание повседневных практик людей)

Функции культурологии:

· Мировоззренческая (выработка культурологического мышления)

· Теоретико-познавательная (вскрывает тенденции развития культуры)

· Методологическая (раскрывает закономерности развития культуры)

· Регулятивная (обеспечивает определённое воздействие людей на процессы развития культуры)

· Аксиологическая (оценивает результаты деятельности личности в области развития культуры)

· Прогностическая (позволяет прогнозировать развитие культуры)

· Воспитательная (помогает формированию культуры и воспитанию жизненной позиции)

Методы изучения культуры в культурологии:

· Диахронический (изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности)

· Генетический (рассматривает культуру с точки зрения возникновения и развития)

· Системный (изучает культуру, показав её в настоящий момент времени во всей полноте её связей и отношений с другими культурами)

· Сравнительно-исторический (позволяет сравнивать в историческом разрезе самобытные явления культуры)

· Семиотический (рассмотрение культуры как знаковой системы)

· Биографический (анализ жизненного пути деятеля культуры)

· Синхронический (совокупный анализ двух или нескольких культур на определённом этапе их развития)

· Аксиологический (изучение культуры как совокупности ценностей)

· Структурно-функциональный (разложение изучаемого объекта на составные части и выявления внутренней связи)

· Психологический (позволяет воспринять мотивацию, логику культурных действий)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: