Глава 5 (Современные культурологические теории)

«Размывы», «зазоры» природой и к культурой эге далось ликвидировать на почве идеалистического историзма. Этот факт можно рассматривать и как неудачу в построении определенной культурно-философской теории, и как крушение некоего культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения. Гегель достраивал свою философию Абсолютного Духа, Снимающего в себе все противоречия, когда в Германии, а затем и во всей Европе развивалось движение романтизма. В романтической философии культуры оппозиция «культуры» и «природы» или «культуры» и «жизни» быта вновь сформулирована со всей определенностью и резкостью, что- бы остаться впредь одном из основных проблем философии культуры вообще. другие ее проблемы создали противоречия внутри самок культуры, предопределили последующий распад ее внутреннего единства (основой и целью которого служили Бог, Разум, Абсолютный дух) и противопоставление прежде единых ценностей и идеалов: ценностей науки, например, ценностям морали и искусства и т. д. Эта все обостряющаяся борьба заставляет говорить о кризисе культуры, ее трагедии, и эта тема входит в философию культуры, доминируя в ней вплоть до второй половины ХХ века. Разумеется, в расколовшейся культуре возникают самые разные концепции ее кризиса, различные его аспекты выделяются в качестве основных; кризис религиозного сознания (либеральная теология в ницшевское «Бог умер»), кризис социально-экономического строя (марксизм), кризис искусства (декаданс, с одной стороны, и складывающаяся массовая культура» - с другой), кризис рационалистической философии (позитивизм, «конец философии», иррационализм), и даже кризис науки. В конце ХIХ - первой половине ХХ столетия кризис культуры становится одном из основных тем философствования. Практически невозможно назвать философское течение, которое не ставило и не решало бы эту проблему, строя, таким образом, собственную философию культуры. В этой главе будут охарактеризованы линь некоторые из пришедших на смену философской классике концепции, оказавшие, по нашему мнению, наибольшее влияние на формирование внутри философии культуры теории культуры (культурологии).

В частности, Заратустра говорит:

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.

В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.»

Культура - это ремесло, которое присвоило себе человечество во имя выживания в жизни, лишенной всякого смысла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: