Экономическая основа местного самоуправления в РФ

Местное самоуправление (МС) можно рассматривать как одну из форм реализации народом принадлежащей ему власти. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. дает следующее легальное определение МС именно как формы народовластия: МС — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных ФЗ, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Основные черты МС: 1. МС имеет свой субъект (субъектом яв-ся население). 2. МС занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. МС решает вопросы местного значения, которые не входят в компетенцию гос. власти, но находятся под ее правовым, финансовым и иным влиянием. 3. Самостоятельность МС. 4. Ответственность МС.5. МС осуществляется с учетом интересов населения. 6. МС осуществляется с учетом исторических, культурных и иных местных традиций. Право населения на МС обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление МС. Это право закрепляет ст.3 ФЗ «Об общих принципах орг-ии МС в РФ» от 28.08.1995 г.;Гражданам гарантируется право избирать и быть избранным в органы МС, право равного доступа к муницип. Службе, право обращаться в органы МС и к должностным лицам МС. Гос-во признает право населения на самост. опр-иестр-ры органов МС. Муниципальные финансы исключительно важны для осуществления задач, стоящих перед муниципальным образованием. Муниципальные финансы могут образовываться из 3 основных источников:·гос. средств, передаваемых органам МС органами гос. власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных закон-вом;·собственных средств мун-ого образования, создаваемых за счет деят-ти органов МС (доходы от использования мун-ой собст-ти, плата за услуги и т.п.);·заемных средств или мун-го кредита. Процесс упр-иямуниц-ми фин-и распадается на три стадии:1. Стадия фин. планирования.2. Бюджетный процесс.3. Оценка результатов. В структуре органов МС этой деятельностью занимаются три осн-ых вида органов:1. Финансовые органы, основной задачей которых является фин. план-ие.2. Бюджетные органы, основной задачей которых является организация и осуществление бюджетного процесса.3. Контрольные органы, основной задачей которых является контроль за расходованием средств. Муниц. собственность — это имущественный комплекс муниц. образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество..Распоряжение муниц. собственностью от имени муниц. образ-ия осуществляют органы МС в рамках их компетенции. В соответствии со ст. 29 ФЗ «Об общих принципах орг-ии МС в РФ» в состав муниц. собст. входят ср-ва мест. бюджета, муниц. внебюдж. фонды, имущество органов МС, а также муниц. земли и др природные ресурсы, наход-ся в муниц. соб-ти, муницип. Предприятия и организации, муниц. банки и другие финансово-кредитные орг-ии, муниц. жилищный фонд и нежилые помещения, муницучр-ия образ-я, здрав-ия, культуры и спорта. Законодательство РФ не отождествляет муниц-ую и гос. собственность. Местный бюджет – это третий уровень бюджетной системы РФ. Это форма образования и расходования дс, предназначенных для обеспечения задач и фукций, отнесенных к предметам ведения МС. Функции местных бюджетов: 1. Формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деят-ти местных органов власти; 2. Распределяют и используют эти фонды м/уотраслями хозяйства; 3. Контролируют финансово-хоз-уюдеят-ть предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти. Состав доходов мест. бюджетов: - местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущ-во физ лиц. и тд); - доходы от приватизации; - средства обязат-го мед. страх., средства внебюджетных и отраслевых фондов. 3 вида муниц. образований: 1. Поселение,2. Муниципальный р-он, 3. Городской округ. Основные налоговые доходы бюджетов поселений. местные налоги:земельного налога - по нормативу100%;налога на имущество физические лиц - 100%; федеральные налоги и сборы: налога на доходы физических лиц - 10%;единого с/х налога - 30%,гос. пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - 100%.В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от фед-ных и (или) рег-ых налогов и сборов, налогов, предусмотренных спец.-ми налоговым режимами, по нормативам отчислений, установленным органами гос. власти субъектов РФ.В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов. Налоговые доходы муниципальных районов .Местные налоги: земельный налог, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%;налога на имущество физ. лиц, взимаемого на межселенных территориях- 100%. Федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренных спец-ми налоговыми режимами: налог на доходы физ. лиц-20%;налог на доходы физ. лиц, взимаемого на межселенных территориях, - 30 %;единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 90%; единый с/х налог - 30%; единыйс/х налог, взимаемый на межселенных тер-ях, -60%;гос. пошлина (подлежащей зачислению по месту гос. регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - 100 %:по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ);за гос. регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит" и т.д.;за выдачу органом МСмуниципального района спец-го разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;гос. пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов МС муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от фед. налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных спец-ми налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами гос. власти субъектов РФ. Основные налоговые доходы бюджетов городских округов. Местные налоги6 земельный налог - по нормативу 100%;налога на имущество физ. лиц-100%.Федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные спец. налоговыми режимами:налог на доходы физ. лиц - по нормативу 30%;единый налог на вмененный доход для отдельных видов деят-ти-90%;единый с/х налог-60%;государственная пошлина.В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от фед-ых и (или) регион-ых налогов и сборов, налогов, предусмотренных спец. нал-ми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов. Неналоговые доходы местных бюджетов. Эти доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов МС. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%. В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и СПб подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления-100%. В бюджеты поселений, городских округов до разграничения гос. собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в гос. соб-ти земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства-100%.В бюджеты муниципальных районов до разграничения гос. соб-ти на землю поступают доходы от продажи передачи в аренду находящихся в гос. соб-ти земельных участков, расположенных на межселенных тер-ий и предназначенных для целей жилищного строительства-100%. Представительные органы МС вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ. Расходная часть местных бюджетов. Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экон. и соц. процессов в стране.Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Виды расходов: содержание органов местного сам-ия; формирование муниципальной собственности и управления ею, организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в Муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления и т.д. В расходах местных бюджетов наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, образование и науку, что связано с развитием сети мед.учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: