Об их уникальности и несхожести и о закономерностях

культурно-исторического процесса. В самом деле, челове-

чество накопило огромный эмпирический материал о том,

как живут люди разных культур. Мы все больше убеждаемся

в том, что эти культуры — разные. Но может ли новая наука

ограничиться только этим утверждением? Ведь современно-

му человеку вполне достаточно побывать в другой стране,

Глава I. Что такое культурология? 13

чтобы убедиться в том, насколько разительно отличаются по-

рою быт людей, их обычаи. Что же можно сказать о таком

разнообразии? Несмотря на разность культурных космосов,

они в чем-то существенном сходны. Мы просматриваем не-

которые закономерности, которые, оказывается, все равно

присущи самым, казалось бы, несовместимым культурам. Ес-

ли бы не было этих закономерностей, культуры развивались

бы во многом непредсказуемо, нам не удалось бы зафикси-

ровать определенную логику их развития. Наконец, мы не

получили бы представления о некоем общем феномене —

культуре...

Мы сравнивали культуру джарвы и современную культуру. Есте-

ственно возник вопрос — почему люди патриархальной куль-

туры так дорожат своими традициями? Почему они не стара-

ются освоить многочисленные достижения человечества? Нет

ли в этом изначальной ущербности? Многие столетия мы, ев-

ропейцы, были убеждены в том, что так называемые патриар-

хальные культуры попросту отстали от нас, не смогли рас-

крыть огромный потенциал человеческого разума. Мы полага-

ли, что именно Европа указывает путь всем народам...

Так сложился европоцентризм — культурфилософская и ми-

Ровоззренческая установка, согласно которой Европа с при-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: