культурно-исторического процесса. В самом деле, челове-
чество накопило огромный эмпирический материал о том,
как живут люди разных культур. Мы все больше убеждаемся
в том, что эти культуры — разные. Но может ли новая наука
ограничиться только этим утверждением? Ведь современно-
му человеку вполне достаточно побывать в другой стране,
Глава I. Что такое культурология? 13
чтобы убедиться в том, насколько разительно отличаются по-
рою быт людей, их обычаи. Что же можно сказать о таком
разнообразии? Несмотря на разность культурных космосов,
они в чем-то существенном сходны. Мы просматриваем не-
которые закономерности, которые, оказывается, все равно
присущи самым, казалось бы, несовместимым культурам. Ес-
ли бы не было этих закономерностей, культуры развивались
бы во многом непредсказуемо, нам не удалось бы зафикси-
ровать определенную логику их развития. Наконец, мы не
получили бы представления о некоем общем феномене —
культуре...
Мы сравнивали культуру джарвы и современную культуру. Есте-
|
|
ственно возник вопрос — почему люди патриархальной куль-
туры так дорожат своими традициями? Почему они не стара-
ются освоить многочисленные достижения человечества? Нет
ли в этом изначальной ущербности? Многие столетия мы, ев-
ропейцы, были убеждены в том, что так называемые патриар-
хальные культуры попросту отстали от нас, не смогли рас-
крыть огромный потенциал человеческого разума. Мы полага-
ли, что именно Европа указывает путь всем народам...
Так сложился европоцентризм — культурфилософская и ми-
Ровоззренческая установка, согласно которой Европа с при-