Идея европоцентризма, хотя и несла в себе обособление Запа-
да, в то же время подспудно была одушевлена поиском родо-
вых основоположений человечества. Она исходила из мыс-
ли, что все народы пройдут западными магистралями и об-
ретут единство. В этом смысле представления о Востоке как
зоне «недовыполненного» человечества служили той уни-
версальной схемой, которая, сохраняясь, могла в разное время
и в разных обстоятельствах наполняться совершенно раз-
личным содержанием. Такие значительные течения евро-
пейской культуры, как Просвещение и романтизм, новейшая
(начиная с А. Шопенгауэра) западная философия, искусство
модернизма, молодежная контркультура 60-х гг., постмодер-
низм, самым интенсивным образом вобрали в себя ориен-
тальные элементы, стремясь соотнести, соизмерить себя
с Востоком.
Идеологи восходящей буржуазии трактовали культуру как сино-
ним «просвещенности». Что касается «диких» народов, то их
оценивали как «несостоявшихся» европейцев. В своих теоре-
|
|
тических построениях рационализм XVII-XVIII вв. неизменно
опирался на пример «дикарей», живших в «неиспорченном»,
«исходном» состоянии, руководствовался понятием «естест-
венных свойств человека».Отсюда частая апелляция просве-
тителей к Востоку и вообще культурам, не затронутым «евро-
пейской» цивилизацией.
«Не столько пренебрежительное отношение к черным, сколько
особенности художественной психологии XVII, XVIII и первой
половины XIX столетия, — пишет отечественный музыковед
В. Конен, — мешали людям западного воспитания заметить
афро-американскую музыку, услышать ее своеобразную кра-
соту, ощутить ее звуковую логику. Вспомним, что в кругозоре
поколений, последовавшем за эпохой Ренессанса, не было ме-
ста не только «ориентальному», то есть внеевропейскому ис-
кусству (мы здесь имеем в виду не экзотику, а музыку Востока
в своем подлинном содержании). Из поля зрения также выпал
16 Глава I. Что такое культурология?
ряд крупнейших художественных явлений, сформировавших-
ся на культурной почве самой Европы» (Конен В. Блюзы и XX
век. М., 1980, с. 4).
Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеческих
знаний укрепляла представление об однонаправленном, моно-
линейном движении истории. Внеисторически понятая «разум-
ность» в противовес «заблуждениям» и «страстям» рассматри-
валась просветителями как универсальное средство совершен-
ствования общества. Прогресс мыслился ими как постепенное
проникновение европейской цивилизации во все регионы ми-
ра. Импульс поступательного движения у просветителей был
логически непрерывным и толковался как единство, содержа-
|
|
щееся уже в бессознательном начале в качестве осознаваемой
конечной цели.
Движение всех народов к единой всемирной истории породило
все же важную идею поиска изначальной универсальной куль-
туры. Сложилось представление, что у истоков истории раз-
личные народы не были разделены в духовном и религиозном
смысле. У них были общие корни, но единая культура впослед-
ствии распалась на множество самостоятельных ареалов.
Эпоха Просвещения впервые сформировала «простейшую теоре-
му»: весь человеческий род на земле — это одна и та же порода
людей. Таким образом, в человечество включался весь Восток,
а не только Индия, и направлялся в том же историческом рус-
ле, в каком продвигался Запад. На поверхности совершалось
изгнание «древних басен о чудовищах и уродах» в дальних
странах при сочувствии к «туземцу» и даже с оттенком само-
критики. Однако, по сути дела, происходила пока еще идейная
интеграция всех стран и народов в единую «всемирную исто-
рию» (Вольтер, Монтескье, Гердер).
Иоганн ГЬтфрид Гердер завидует душевной гармонии индийцев,
хотя осуждает их кастовость и рабскую покорность, возмуща-
ется жадным коварством европейских завоевателей, но в кон-
це концов оставляет только за Европой активную роль в дви-
жении человечества к благой цели. Он отмечает, что введен-
ный брахманами строй целиком и полностью овладел его
(индийца) душой и всей его жизнью... Вот почему у индийцев
столько обрядов и празднеств, богов и сказок, святынь и доб-
рых дел; воображение индийца с раннего детства должно
быть поглощено всем этим, решительно все должно напоми-
нать ему о том, кто он такой.
Глава!. Что такое культурология? 17
В концепции Гердера, продуманной и цельной, не ощущается не-
достатка знаний об истории и культуре Индии, он подытожи-
вает большой описательный материал, уже накопленный и от-
части опубликованный к тому времени миссиями, путешест-
венниками и правительственными службами Португалии,
Франции, Англии, Голландии и других стран. Часто повторяю-
щаяся формула о «новом открытии Индии» имеет под собой
только то основание, что были введены новые методы иссле-
дования индийской словесности. Без просветительского
включения Востока в единый прогрессивный поток развития
человечества поиски общих и ндо-европейских культурных
корней не могли не иметь актуальности.
Фридрих Шлегель (1772-1829) — первый немец, выучивший сан-
скрит, переводя в 1808 году начало Рамаяны, увидел в ней
«мифологически-героическое сказание» того же самого рода,
перед каким преклонялись немецкие романтики. В трактате
«0 языке и мудрости индийцев» Шлегель восторженно гово-
рил о близости индийского эпоса к древнегреческому. В пото-
ке переводов, пересказов и переложений с древнеиндийского
подчеркивались черты этой близости. Те немногие, кто высту-
пал против романтического увлечения древнеиндийской ми-
фологией, невольно сами вращались в круге ее сопоставлений
с древнегреческой.
В атмосфере романтического воодушевления по поводу вновь
обретенной «прародины индоевропейцев», или «арийцев», фор-
мировалась гегелевская оценка восточной философии и рели-
гии вообще и индийской в особенности. Если Гердер усматри-
вал в ориентальном мире воплощение патриархального идил-
лического начала, то Гегель уже пытался поставить вопрос,
почему восточные народы ушли от своих человеческих исто-
ков, остались в известном смысле за пределами магистральной
линии истории. В работе «Философия истории» он пытался рас-
крыть картину саморазвертывания духа, историческую после-
довательность отдельных стадий. В результате родилась схема
Иран — Индия — Египет.