Единство человечества

Идея европоцентризма, хотя и несла в себе обособление Запа-

да, в то же время подспудно была одушевлена поиском родо-

вых основоположений человечества. Она исходила из мыс-

ли, что все народы пройдут западными магистралями и об-

ретут единство. В этом смысле представления о Востоке как

зоне «недовыполненного» человечества служили той уни-

версальной схемой, которая, сохраняясь, могла в разное время

и в разных обстоятельствах наполняться совершенно раз-

личным содержанием. Такие значительные течения евро-

пейской культуры, как Просвещение и романтизм, новейшая

(начиная с А. Шопенгауэра) западная философия, искусство

модернизма, молодежная контркультура 60-х гг., постмодер-

низм, самым интенсивным образом вобрали в себя ориен-

тальные элементы, стремясь соотнести, соизмерить себя

с Востоком.

Идеологи восходящей буржуазии трактовали культуру как сино-

ним «просвещенности». Что касается «диких» народов, то их

оценивали как «несостоявшихся» европейцев. В своих теоре-

тических построениях рационализм XVII-XVIII вв. неизменно

опирался на пример «дикарей», живших в «неиспорченном»,

«исходном» состоянии, руководствовался понятием «естест-

венных свойств человека».Отсюда частая апелляция просве-

тителей к Востоку и вообще культурам, не затронутым «евро-

пейской» цивилизацией.

«Не столько пренебрежительное отношение к черным, сколько

особенности художественной психологии XVII, XVIII и первой

половины XIX столетия, — пишет отечественный музыковед

В. Конен, — мешали людям западного воспитания заметить

афро-американскую музыку, услышать ее своеобразную кра-

соту, ощутить ее звуковую логику. Вспомним, что в кругозоре

поколений, последовавшем за эпохой Ренессанса, не было ме-

ста не только «ориентальному», то есть внеевропейскому ис-

кусству (мы здесь имеем в виду не экзотику, а музыку Востока

в своем подлинном содержании). Из поля зрения также выпал

16 Глава I. Что такое культурология?

ряд крупнейших художественных явлений, сформировавших-

ся на культурной почве самой Европы» (Конен В. Блюзы и XX

век. М., 1980, с. 4).

Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеческих

знаний укрепляла представление об однонаправленном, моно-

линейном движении истории. Внеисторически понятая «разум-

ность» в противовес «заблуждениям» и «страстям» рассматри-

валась просветителями как универсальное средство совершен-

ствования общества. Прогресс мыслился ими как постепенное

проникновение европейской цивилизации во все регионы ми-

ра. Импульс поступательного движения у просветителей был

логически непрерывным и толковался как единство, содержа-

щееся уже в бессознательном начале в качестве осознаваемой

конечной цели.

Движение всех народов к единой всемирной истории породило

все же важную идею поиска изначальной универсальной куль-

туры. Сложилось представление, что у истоков истории раз-

личные народы не были разделены в духовном и религиозном

смысле. У них были общие корни, но единая культура впослед-

ствии распалась на множество самостоятельных ареалов.

Эпоха Просвещения впервые сформировала «простейшую теоре-

му»: весь человеческий род на земле — это одна и та же порода

людей. Таким образом, в человечество включался весь Восток,

а не только Индия, и направлялся в том же историческом рус-

ле, в каком продвигался Запад. На поверхности совершалось

изгнание «древних басен о чудовищах и уродах» в дальних

странах при сочувствии к «туземцу» и даже с оттенком само-

критики. Однако, по сути дела, происходила пока еще идейная

интеграция всех стран и народов в единую «всемирную исто-

рию» (Вольтер, Монтескье, Гердер).

Иоганн ГЬтфрид Гердер завидует душевной гармонии индийцев,

хотя осуждает их кастовость и рабскую покорность, возмуща-

ется жадным коварством европейских завоевателей, но в кон-

це концов оставляет только за Европой активную роль в дви-

жении человечества к благой цели. Он отмечает, что введен-

ный брахманами строй целиком и полностью овладел его

(индийца) душой и всей его жизнью... Вот почему у индийцев

столько обрядов и празднеств, богов и сказок, святынь и доб-

рых дел; воображение индийца с раннего детства должно

быть поглощено всем этим, решительно все должно напоми-

нать ему о том, кто он такой.

Глава!. Что такое культурология? 17

В концепции Гердера, продуманной и цельной, не ощущается не-

достатка знаний об истории и культуре Индии, он подытожи-

вает большой описательный материал, уже накопленный и от-

части опубликованный к тому времени миссиями, путешест-

венниками и правительственными службами Португалии,

Франции, Англии, Голландии и других стран. Часто повторяю-

щаяся формула о «новом открытии Индии» имеет под собой

только то основание, что были введены новые методы иссле-

дования индийской словесности. Без просветительского

включения Востока в единый прогрессивный поток развития

человечества поиски общих и ндо-европейских культурных

корней не могли не иметь актуальности.

Фридрих Шлегель (1772-1829) — первый немец, выучивший сан-

скрит, переводя в 1808 году начало Рамаяны, увидел в ней

«мифологически-героическое сказание» того же самого рода,

перед каким преклонялись немецкие романтики. В трактате

«0 языке и мудрости индийцев» Шлегель восторженно гово-

рил о близости индийского эпоса к древнегреческому. В пото-

ке переводов, пересказов и переложений с древнеиндийского

подчеркивались черты этой близости. Те немногие, кто высту-

пал против романтического увлечения древнеиндийской ми-

фологией, невольно сами вращались в круге ее сопоставлений

с древнегреческой.

В атмосфере романтического воодушевления по поводу вновь

обретенной «прародины индоевропейцев», или «арийцев», фор-

мировалась гегелевская оценка восточной философии и рели-

гии вообще и индийской в особенности. Если Гердер усматри-

вал в ориентальном мире воплощение патриархального идил-

лического начала, то Гегель уже пытался поставить вопрос,

почему восточные народы ушли от своих человеческих исто-

ков, остались в известном смысле за пределами магистральной

линии истории. В работе «Философия истории» он пытался рас-

крыть картину саморазвертывания духа, историческую после-

довательность отдельных стадий. В результате родилась схема

Иран — Индия — Египет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: