Введение. Г 95 культурология. Учебник для вузов

Гуревич П.С.

Г 95 Культурология. Учебник для вузов.

М.: Проект, 2003, с. 336

ISBN 5-901660-18-8

Учебник «Культурология» знакомит читателей с различными культу-

рами, их типами и этапами развития; рассказывает о взаимодействиях

культур, постепенно подводя читателей к общим закономерностям их

становления.

Что такое культура? Как она соотносится с природой? В чем отличие

культуры от цивилизации? Почему рождается множество культур, и как

они взаимодействуют друг с другом? В учебнике также показана струк-

тура культуры, ее различные сферы.

Книга предназначена для преподавателей и учителей, студентов и

учащихся старшихклассов, школ, гимназий, лицеев и колледжей,для ши-

рокого круга читателей, интересующихся этой увлекательной наукой.

Без объявления ББК 71я73

ISBN 5-901660-18-8 © П.С. Гуревич, 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.... 10

Главам ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ?

Европоцентризм 13

Единство человечества 16

Кризис европоцентризма 18

Культурно-исторические типы 20

Модернизация мира.........23

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов.25

Глава II. КУЛЬТУРНЫЕ МИРЫ

Многообразие определений 27

«Культура» как объяснительное понятие 31

Где сосредоточена культура? 38

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 40

Глава III. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Культура как описательное понятие 42

«Вторая природа» 44

Переход к надприродному 46

Культура не рождается вне природы 47

Понятие деятельности 49

Образ жизни конкретного общества 51

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 54

Глава IV. КУЛЬТУРА КАК ПОИСК СМЫСЛА

Труд как благословление 56

Прорыв к новому, 59

Незавершенность человека........60

Творчество 64

Определение культуры бб

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 69

Глава V. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

Мир органики 72

Поклонение природе 77

Покорение природы 79

Отношение к природе на Востоке 81

Экологическая катастрофа. 83

Вражда или гармония? 84

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 87

Глава VI. КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Язык как метафора.90

Структурные основания культуры.....95

Концепция Ю.М. Лотмана 97

Социокод 101

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 102

Глава VII СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ

Всемирное сознание 104

Движение формаций 110

Осевой принцип 111

«Волны» в истории 113

Власть и знание 115

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов.120

Глава VIII. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Понятие цивилизации 122

Трактовка 0. Шпенглера.. 123

Концепция А. Тойнби..128

Столкновение цивилизаций 131

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 135

ГлаваIX. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ

Понятие аксиологии 137

Ценность жизни 140

Святыня свободы 145

Арсенал ценностей....149

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов....151

Главах. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ

Труд как ценность в древних религиях 153

Отношение к труду 157

Протестантизм 158

Крушение этики труда 162

Личность или общинность? 163

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 167

Глава XI. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ

Что такое универсалии? 170

Универсальные категории культуры..171

История вопроса 174

Психологические универсалии 175

Трансляция универсалий 178

Проблемы методологии 179

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов..183

ГлаваXII. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ

Историческое сознание 185

«Осевое время» 188

Был ли «золотой век»?..191

Доистория и история 192

Стадии постижения исторического сознания 193

Концепция 0. Шпенглера 194

Ритмы истории 196

Развертывание всемирной истории 196

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 198

Глава XIII. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Как создаются типологии 200

Восток и Запад 204

Идеальные типы культур 210

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов.213

Глава XIV. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Традиция как феномен 215

Специфика традиционного общества 217

Ведическая культура как исторический тип 219

Упанишады 222

Реинкарнация и карма 223

Рамаяна и Махабхарата... 224

Бхагаватгита 226

Толкование традиционного текста 227

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 228

Глава XV. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Что такое религия? 231

Религия — явление мировой культуры 232

Философия и религия 232

Древние формы верований....233

Магия 235

Идея Бога...237

Происхождение религии 238

Структура и функции религии...241

Нравственное содержание религии 242

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 244

Глава XVI. КРИЗИС РЕЛИГИИ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ?

Рациональность..246

Секуляризация 248

Религия в постмодернистской культуре.....252

Опыт обмирщения теологии 253

Нетрадиционная религиозность 256

Религиозный ренессанс.258

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов......261

ГлаваXVII. НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Потребность в познании как проявление культуры 264

Происхождение науки 265

Первые классификации 267

Наука как общезначимое знание 268

Постнаучный тип цивилизации 269

Понятие парадигмы 272

Допарадигмальные периоды 275

Наука и ее опасности..277

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 278

Глава XVIII. НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Происхождение морали 280

Нормы культуры 281

На заре человеческой истории 282

Фундаментальное правило нравственности...283

Что такое этика? 284

Моральный идеал 286

Добро и зло 288

«Категорический императив» Канта 288

«Цель оправдывает средства» 290

Неопозитивизм.....292

Космическая этика 293

Этика ненасилия 294

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 295

Глава XIX. ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Красота 298

Искусство 299

Выражение человеческих страстей 301

Художественный дар.302

Эстетика.....303

Специфика художественного творчества 303

Искусство как эстетическая деятельность..305

Катарсис 305

Древние мистерии 306

Модернизм 310

Постмодернизм 311

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов...313

ГлаваXX. ТЕХНИКА И СУДЬБЫ КУЛЬТУРЫ

Техника 315

Нарастание перемен 316

Как родилась техника? 318

Техника — способ самореализации человечества 321

Техника покоится на деятельности рассудка,...323

Рационализация мира 327

Заключение. Вопросы. Литература. Темы рефератов 329

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 331

ВВЕДЕНИЕ

Перед рассветом члены мусульманской семьи в Малайе соверша-

ют ритуальное омовение, раскладывают молитвенные коврики

и начинают поклоны и молитвы Аллаху. Во французском собо-

ре верующие выстраиваются в очередь, чтобы священник поло-

жил облатку им на язык, произнеся при этом «Тело Господне».

В деревнях Южной Индии женщины почтительно умащивают

цилиндрический камень молоком и драгоценной пастой из сан-

далового дерева и приносят ему в дар цветы. Монахи дзэн-буд-

дистского монастыря в Японии сидят, скрестив ноги, выпрямив

спину, в полном молчании, лишь изредка нарушаемом шумом

летучей мыши ктосаки, падающей им на плечи. На горе в Мехи-

ко мужчины, женщины и дети, которые без пищи и воды пляса-

ли в течение нескольких дней, приветствуют пролетающего

над их головами орла, дуя в маленькие деревянные свистульки,

висящие у них на шеях. У реки в Айове сидит молодая женщи-

на с закрытыми глазами и молится мирозданию о том, чтобы

вся ее жизнь имела священный смысл.

Еще в глубокой древности человек понял, что люди живут по-раз-

ному. Первый же человек, попавший в чужое стойбище, обнару-

жил, что не может ни говорить с чужаками, ни понимать увиден-

ное, т.е. осознал факт культурного своеобразия. И если ему

посчастливилось вернуться домой живым, эти темы ложились

в основу долгих разговоров у костра. Большинству людей нра-'

вятся истории о необычном поведении чужестранцев. Им инте-

ресно узнавать не столько о далеких землях, сколько об уди-

вительных людях. Истории о чужих обычаях всегда служили

излюбленной темой бесед. Им внимали со смешанным чувством

самодовольства и тайной зависти, которая составляет прелесть

разговоров в узком кругу. Величайший Геродот, античный исто-

рик, значительную часть своей «Истории» посвятил тому, что

мы сегодня назвали бы описанием культуры.

На принадлежащих Индии Андаманских островах в горных тро-

пических лесах обитают негроидные племена. Они сохранили

первобытный образ жизни, занимаются собирательством и охо-

той. Эти племена, особенно племя джарва, избегали всяких

Введение

контактов с поселенцами Андаманов, не пускали их на свою

территорию. Поэтому индийские власти объявили районы оби-

тания племени заповедными и закрытыми для посещения и ле-

соразработок.

Конечно, ученых-антропологов, изучающих проблемы происхож-

дения и эволюции человека, не могла не привлечь уникальная

возможность познакомиться с неизвестными племенами, их об-

разом жизни. Они стали регулярно посещать эти районы, остав-

ляя на пляжах подарки аборигенам — ткани, гроздья бананов,

пакеты риса. Однако несколько десятилетий подряд все дары

отвергались: их попросту выбрасывали в море. Лишь в феврале

1974 г. одна из групп джарва приняла подарки от чужих людей.

Затем контакты стали постоянными. Джарва брали привозимые

подарки, а команде судна выносили лесные плоды. Непреодо-

лимая ранее стена отчуждения, страха и недоверия наконец-

то рухнула. Наладились контакты, и в результате состоялась

встреча двух культур.

Это событие может показаться незначительным, хотя на самом

деле оно имеет общий интерес: две разные культуры, одновре-

менно существующие на земле, вступили в общение — культу-

ра патриархальная и культура современная.

Однако почему мы проводим разграничение между культурами?

Ведь они не разделены тысячелетиями. Обе культуры сущест-

вуют сегодня, но почему же «современной» мы называем толь-

ко одну из них?

Обратите внимание: в нашем сопоставлении подразумевается,

что культура в целом непрерывно развивается, меняет свой

облик, отражая образ изменяющегося мира. Если же где-то она

остается неизменной, то мы называем ее «древней», «патриар-

хальной».

Но насколько справедлива такая оценка? Разве мы знаем опре-

деленно, в какой культуре человек чувствует себя свободно,

счастливо? Если принять за точку отсчета современный быт,

тогда древние культуры вполне очевидно уступают нашей.

Нынешняя культура использует огромные достижения на-

уки и техники. Она создает уют и благоденствие. Лучше

жить в благоустроенной квартире с компьютером и телеви-

зором, нежели в пещере. Человек современного мира поль-

зуется плодами новейших технологий: он смотрит телевизи-

онные матчи одновременно с десятками миллионов других

людей, он звонит по сотовому телефону, осваивает компью-

Введение 11

терную технику. Отсюда рождается понятное снисходитель-

ное отношение к патриархальной культуре: мол, там люди

были лишены всего этого.

Однако в какой мере можно доверять такому взгляду? Не скрыто

ли здесь неоправданное высокомерие? Современные люди на-

зывают первобытных охотников «дикими». Еще бы: они рас-

полагали топором, копьем да луком. То ли дело у нас — атом-

ные станции, ракеты, космические корабли. Нужны ли еще до-

казательства того, что мы умнее? Но, оказывается, охотиться

на мамонта с копьями и топором гораздо труднее, чем нажи-

мать кнопки на автоматическом устройстве. Можно сидеть

возле электронно-вычислительной машины и быть при этом,

мягко говоря, туповатыми. Нетрудно предположить, что пер-

вобытные люди были инициативными, мужественными, лов-

кими и сообразительными.

А что, если посмотреть на нашу современную жизнь глазами

древнего человека? Наверняка многое в ней вызовет удивле-

ние и полное недоумение. Древний человек жил в соответст-

вии с ритмами Солнца, укладывался спать, когда темнело. Мы

же разрушили это соответствие, согласие с природой. Более

того, естественная среда оказалась предельно преображен-

ной. Лишь в некоторых приборах остался тот чистый воздух,

которым когда-то дышали наши предки. Мы сохранили только

крошечные оазисы нетронутой девственной природы. Загряз-

нены светлые воды рек, морей и даже океанов.

Мир культур разнообразен и во многом причудлив. Здесь есть

о чем поразмышлять, что сравнить, проанализировать. Этим

и занимается новая гуманитарная дисциплина — культуро-

Логия.

Глава I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: