Сущим ей духовным укладом является центром мировой

культуры и цивилизации. И казалось, для этого взгляда есть

все основания. В Древней Греции родились наука, философия,

профессиональное искусство, и это создавало представление

о превосходстве Европы над другими народами.

Первым в Европе противопоставили себя Востоку древние гре-

ки. Понятие «Восток» они относили к Персии и другим зем-

лям, находящимся восточнее греческого мира. Но уже в Древ-

ней Греции это понятие было не просто географическим, в не-

го вкладывался более широкий смысл. Разграничение Запада

и Востока стало формой обозначения эллина и варвара, «ци-

вилизованности» и «дикости».

Ясно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценно-

стную окраску: варварское начало решительно отвергалось

во имя эллинского. Подобный взгляд со временем оформил-

ся в одну из традиций, унаследованных социальной практи-

кой и духовной жизнью послеантичной Европы. Ведь Греция

явилась отправной точкой развития европейской культуры

Нового времени.

14 Глава!. Что такое культурология?

Античные философы ощущали единство человеческого рода

Однако масштабы вселенского самочувствия были еще незна

чительными. Другие народы, «варвары», не воспринимались

как равные грекам. Собственно к человеческому роду относи

лись не все племена. «Пайдейя», т.е. образованность, мысли-

лась как родовой признак человечества, в лоно которого мог-

ли войти все народы.

По утверждению итальянского философа Романо Гвардини, если

спросить средневекового человека, что такое Европа, то он

укажет на пространство, где обитает человек. Это «прежний

круг земель», возрожденный духом Христовым и объединен-

ный союзом скипетра и церкви. За пределами этого простран-

ства лежит чуждый и враждебный мир — гунны, сарацины.

Однако Европа — это не только географический комплекс, не

толькоконгломерат народов, но живая энтелехия, живой ду-

ховный облик. Он, по мнению Р. Гвардини, раскрывается в ис-

тории, с которой доныне не может сравниться никакая другая

история (см.: Гвардини Р. Спаситель в мифе, откровении и по-

литике. Теолого-политические раздумья// Философские науки,

1992, №2, с. 154).

Крестовые походы и путешествия, приведшие к великим гео-

графическим открытиям, захват новооткрытых земель и жес-

токие колониальные войны — все это в конечном итоге во-

площенные в реальных исторических деяниях проявления

европоцентристской точки зрения. Согласно ей, Европа, За-

пад с их историческим укладом, политикой, религией, куль-

турой, искусством представляют собой единственную и несо-

мненную ценность.

В эпоху средневековья, когда экономические, политические и

культурные связи Европы с остальным миром резко ослабли,

а важнейшим фактором духовной и политической жизни ста-

ло христианство, Восток в сознании европейца закономерно

отодвинулся на задний план как нечто отдаленное и сугубо

экзотическое. Однако возвеличивание Запада прослеживается

в европейском сознании на протяжении столетий.

Мысль о разъединенности людей в европейской философии под-

держивалась концепцией избранности Запада. Предполага-

лось, что другие народы относятся к человечеству условно,

поскольку еще не достигли необходимого культурного и циви-

лизационного уровня. Разумеется, они идут дорогой прогрес-

са. Однако при этом народы многих стран проживают вчераш-

Глава!. Что такое культурология? 15

ний и позавчерашний день Европы. Идущие по социально-по-

литической лестнице народы далеко не всегда оценивались

с позиции человеческой соборности, общности. Это было не

человечество, а скорее народы разных ойкумен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: