Русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
в книге «Россия и Европа» (1869) обосновал основополагаю-
щую для всех последующих рассуждений идею о том, что меж-
ду формами органической жизни и культурой можно провести
непосредственную аналогию. Точно так же, как живые орга-
низмы находятся в непрестанной изматывающей борьбе друг
с другом и окружающей средой, так и культуры рождаются,
живут, дряхлеют и умирают. От возмужания до гибели просма-
20 Глава!. Что такое культурология?
тривается процесс, стадии которого без труда фиксируются.
Цветение культуры не вечно, оно утрачивает свой жизнеут-
верждающий пафос. Сами культурно-исторические типы за-
герметизированы, т.е. не слышат друг друга.
Данилевский выдвинул свою теорию структуры и динамики
«культурно-исторических типов», чтобы объяснить гораздо
более узкую проблему — почему Европа (Запад) относится
к России враждебно. Он писал: «Европа видит в России и сла-
вянстве не только чуждую, но и враждебную силу...» (Данилев-
ский Н.Я. Россия и Европа, М., 1991, с. 52). По мнению русского
философа, эта враждебность сохраняется, несмотря на большие
жертвы и услуги, которые Россия оказывает Европе. Например,
Россия никогда не нападала на Европу, Европа — неоднократ-
но вторгалась в Россию, вынуждая ее защищаться и изгонять
агрессора..
Данилевский не видит рациональной основы для враждебности
Европы по отношению к России. «Причина явления гораздо
глубже. Она лежит в неизведанных глубинах тех племенных
симпатий и антипатий, которые составляют как бы историчес-
кий инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против
их воли и сознания) к неведомой для них цели...» (Данилев-
ский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991, с. 52) — таков вывод фи-
лософа. Реальную же причину возникновения антагонизма
Данилевский видит в том, что Россия и Европа принадлежат
к различным историко-культурным типам.
По мнению Данилевского, Европа есть поприще романо-герман-
ской цивилизации. Это одна из нескольких великих цивили-
заций в человеческой истории. Отождествление европейской
цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке
зрения, согласно которой лишь одна цивилизация рассматри-
вается как прогрессивная и созидательная в противовес ос-
тальным — статическим и несозидательным. Столь же сомни-
тельно разделение истории на древнюю, средневековую и но-
вую. Падение Римской империи в 476 г. до н.э. — событие,
ознаменовавшее конец древней истории и начало средневе-
ковья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая,
Индии и остальной части человечества.
Как утверждал Данилевский, Рим, Греция, Индия, Египет и дру-
гие культуры имели свой древний, средневековый и современ-
ный периоды. Стало быть, существует множество цивилиза-
ций, которые все вместе выражают бесконечно богатый гений
Глава!. Что такое культурология? 21
человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собст-
венные морфологические формы и ценности и затем погибает
вместе с ними. Русский философ разделяет все народы на три
основных класса: на позитивных творцов истории, создав-
ших великие цивилизации, или культурно-исторические ти-
пы; негативных творцов истории, которые подобно гуннам,
монголам и туркам не создавали великих цивилизаций, но, как
«божий кнут», способствовали гибели дряхлых, умирающих
цивилизаций; и, наконец, народов, творческий дух которых по
какой-то причине задерживается на ранней стадии. Вот поче-
му они не могут стать ни созидательной, ни разрушитель-
ной силой в истории. Они представляют собой этнографиче-
ский материал, используемый творческими народами для оп-
лодотворения и обогащения своих цивилизаций.
По мнению Данилевского, лишь немногие народы смогли со-
здать великие цивилизации и стать «культурно-исторически-
ми типами». Философ насчитывает десять таких цивилизаций:
египетская, ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская,
или древнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврей-
ская, греческая, римская, новосемитская, или аравийская, гер-
мано-романская, или европейская. Две цивилизации — мекси-
канская и перуанская — погибли насильственной смертью на
ранней стадии развития.
Как считал Данилевский, можно назвать некоторые основные
закономерности, или законы возникновения, роста и заката
цивилизаций:
1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или при-
надлежащие к одной языковой группе, представляют культур-
но-исторический тип, если они духовно способны к историче-
скому развитию и прошли стадию детства.
2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен
достичь политической независимости.
3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исто-
рического типа не передаются народам культур другого ис-
торического типа. Каждый тип создает свою собственную
цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чу-
жих предшествующих и современных цивилизаций. Так, мно-
гочисленные попытки распространить греческую цивилиза-
цию среди неарийских или восточных народов потерпели
крах. В наше время англичане потерпели аналогичное пора-
жение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Ин-
22 Глава!. Что такое культурология?
дию. Однако эта закономерность не распространяется на от-
дельные элементы или черты цивилизаций, которые могут
передаваться от одной цивилизации к другой.
По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созида-
тельными не во всех, а только в одной или нескольких областях
деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзой-
денных высот в эстетической области, семитская — в религи-
озной, римская — в области права и политической организа-
ции. Прогресс человечества, считает Данилевский, не в том,
чтобы всем идти в одном направлении, а в том, что все поле,
составляющее поприще исторической деятельности, исходить
в разных направлениях (см. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.
М., 1991, с. 114-125).
Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы
к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа
уже вступила в период упадка, в то время как славянская ци-
вилизация входит в период расцвета своих творческих сил.
Если европейская цивилизация оказалась двусоставной, твор-
ческой в двух областях: политической и научной, то русско-
славянская цивилизация будет трех- или даже четырехсостав-
ной (творческой), в четырех областях: религиозной, научной,
политико-экономической и эстетической, причем, главным об-
разом, в области социально-экономической — путем создания
нового и справедливого социально-экономического порядка.
Последнему прогнозу не суждено было сбыться...