Культурно-исторические типы. Русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

Русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

в книге «Россия и Европа» (1869) обосновал основополагаю-

щую для всех последующих рассуждений идею о том, что меж-

ду формами органической жизни и культурой можно провести

непосредственную аналогию. Точно так же, как живые орга-

низмы находятся в непрестанной изматывающей борьбе друг

с другом и окружающей средой, так и культуры рождаются,

живут, дряхлеют и умирают. От возмужания до гибели просма-

20 Глава!. Что такое культурология?

тривается процесс, стадии которого без труда фиксируются.

Цветение культуры не вечно, оно утрачивает свой жизнеут-

верждающий пафос. Сами культурно-исторические типы за-

герметизированы, т.е. не слышат друг друга.

Данилевский выдвинул свою теорию структуры и динамики

«культурно-исторических типов», чтобы объяснить гораздо

более узкую проблему — почему Европа (Запад) относится

к России враждебно. Он писал: «Европа видит в России и сла-

вянстве не только чуждую, но и враждебную силу...» (Данилев-

ский Н.Я. Россия и Европа, М., 1991, с. 52). По мнению русского

философа, эта враждебность сохраняется, несмотря на большие

жертвы и услуги, которые Россия оказывает Европе. Например,

Россия никогда не нападала на Европу, Европа — неоднократ-

но вторгалась в Россию, вынуждая ее защищаться и изгонять

агрессора..

Данилевский не видит рациональной основы для враждебности

Европы по отношению к России. «Причина явления гораздо

глубже. Она лежит в неизведанных глубинах тех племенных

симпатий и антипатий, которые составляют как бы историчес-

кий инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против

их воли и сознания) к неведомой для них цели...» (Данилев-

ский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991, с. 52) — таков вывод фи-

лософа. Реальную же причину возникновения антагонизма

Данилевский видит в том, что Россия и Европа принадлежат

к различным историко-культурным типам.

По мнению Данилевского, Европа есть поприще романо-герман-

ской цивилизации. Это одна из нескольких великих цивили-

заций в человеческой истории. Отождествление европейской

цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке

зрения, согласно которой лишь одна цивилизация рассматри-

вается как прогрессивная и созидательная в противовес ос-

тальным — статическим и несозидательным. Столь же сомни-

тельно разделение истории на древнюю, средневековую и но-

вую. Падение Римской империи в 476 г. до н.э. — событие,

ознаменовавшее конец древней истории и начало средневе-

ковья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая,

Индии и остальной части человечества.

Как утверждал Данилевский, Рим, Греция, Индия, Египет и дру-

гие культуры имели свой древний, средневековый и современ-

ный периоды. Стало быть, существует множество цивилиза-

ций, которые все вместе выражают бесконечно богатый гений

Глава!. Что такое культурология? 21

человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собст-

венные морфологические формы и ценности и затем погибает

вместе с ними. Русский философ разделяет все народы на три

основных класса: на позитивных творцов истории, создав-

ших великие цивилизации, или культурно-исторические ти-

пы; негативных творцов истории, которые подобно гуннам,

монголам и туркам не создавали великих цивилизаций, но, как

«божий кнут», способствовали гибели дряхлых, умирающих

цивилизаций; и, наконец, народов, творческий дух которых по

какой-то причине задерживается на ранней стадии. Вот поче-

му они не могут стать ни созидательной, ни разрушитель-

ной силой в истории. Они представляют собой этнографиче-

ский материал, используемый творческими народами для оп-

лодотворения и обогащения своих цивилизаций.

По мнению Данилевского, лишь немногие народы смогли со-

здать великие цивилизации и стать «культурно-исторически-

ми типами». Философ насчитывает десять таких цивилизаций:

египетская, ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская,

или древнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврей-

ская, греческая, римская, новосемитская, или аравийская, гер-

мано-романская, или европейская. Две цивилизации — мекси-

канская и перуанская — погибли насильственной смертью на

ранней стадии развития.

Как считал Данилевский, можно назвать некоторые основные

закономерности, или законы возникновения, роста и заката

цивилизаций:

1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или при-

надлежащие к одной языковой группе, представляют культур-

но-исторический тип, если они духовно способны к историче-

скому развитию и прошли стадию детства.

2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен

достичь политической независимости.

3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исто-

рического типа не передаются народам культур другого ис-

торического типа. Каждый тип создает свою собственную

цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чу-

жих предшествующих и современных цивилизаций. Так, мно-

гочисленные попытки распространить греческую цивилиза-

цию среди неарийских или восточных народов потерпели

крах. В наше время англичане потерпели аналогичное пора-

жение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Ин-

22 Глава!. Что такое культурология?

дию. Однако эта закономерность не распространяется на от-

дельные элементы или черты цивилизаций, которые могут

передаваться от одной цивилизации к другой.

По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созида-

тельными не во всех, а только в одной или нескольких областях

деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзой-

денных высот в эстетической области, семитская — в религи-

озной, римская — в области права и политической организа-

ции. Прогресс человечества, считает Данилевский, не в том,

чтобы всем идти в одном направлении, а в том, что все поле,

составляющее поприще исторической деятельности, исходить

в разных направлениях (см. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

М., 1991, с. 114-125).

Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы

к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа

уже вступила в период упадка, в то время как славянская ци-

вилизация входит в период расцвета своих творческих сил.

Если европейская цивилизация оказалась двусоставной, твор-

ческой в двух областях: политической и научной, то русско-

славянская цивилизация будет трех- или даже четырехсостав-

ной (творческой), в четырех областях: религиозной, научной,

политико-экономической и эстетической, причем, главным об-

разом, в области социально-экономической — путем создания

нового и справедливого социально-экономического порядка.

Последнему прогнозу не суждено было сбыться...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: