Движение формаций

Иной подход к делению истории предложил немецкий философ Карл

Маркс. Он ввел в общественную науку понятие «формации» —

особого общественно-производственного организма, который об-

ладает законами функционирования и возникновения. Каждый та-

кой «организм» располагает своим способом производства и ти-

пом производственных отношений. Формация оказывается сту-

пенью прогрессивного развития человеческого опыта в целом.

«Категория «общественно-экономической формации, — пишет

В.Н. Шевченко, — занимает центральное место в концепции мате-

. риалистического понимания истории. Ее содержание охватывает

все стороны общественной жизни и раскрывает механизм их вза-

имосвязи и обусловленности. Маркс считал, что развитие мировой

истории определяется тем, в какой степени общество практически

овладевает природными силами и процессами, что находит свое

наиболее полное выражение в тех производительных силах, кото-

рыми располагает общество». (Шевченко В.Н. Формация общест-

венно-экономическая // Философский словарь, М., 2001, с. 626).

Определяющим признаком формация является способ производ-

ства, по Марксу — единство производительных сил (способа

производства) и производственных отношений (разделение

труда, отношения собственности). Способ производства харак-

теризует и технологию (уровень развития техники), и социаль-

ные аспекты деятельности человека, направленной на созда-

ние необходимых для его деятельности материальных благ.

Н О Глава VII. Ступени культуры

Маркс выделил пять общественно-экономических формаций,

представляющих поступательные ступени развития человече-

ского рода: первобытнообщинную, рабовладельческую, фео-

дальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фа-

зой которой является социализм. В работах Маркса встречает-

ся также упоминание об азиатском способе производства как

особой экономической структуре. Вместе с тем Маркс подчер-

кивал, что история не знает «чистых» формаций.

Формационная теория помогает раскрыть динамику культуры, од-

нако она не позволяет применять ее как универсальный прин-

цип. Одна и та же формация может по-разному развиваться

у разных народов. Например, родовой строй славян и древних

германцев в начале средних веков резко отличается от родово-

го строя саксов или скандинавов, народов Древней Индии или

народов Ближнего Востока, индейских племен в Америке или

народной Африки. Последователи К. Маркса показывали, что

различные сочетания старого и нового в каждую историческую

эпоху, различные связи данной страны с другими странами

и различные формы и степени внешнего влияния на ее развитие,

наконец, особенности исторического развития, обусловленные

всей совокупностью природных, этнических, социальных, быто-

вых, культурных и других факторов, оказывают воздействие на

осмысление общего культурного процесса.

Осевой принцип

В современной культурологии обсуждаются и другие концеп-

ции, помогающие делить историю человечества на отдельные

части. Например, американский социолог Даниел Белл (ро-

дился в1919г.)в принципе согласен с марксистским делени-

ем истории на формации, но не считает это деление мировой

истории единственным. По его мнению, общественные инсти-

туты и отношения, а также духовные процессы не определя-

ются каким-либо одним фактором, например, экономикой, как

считал К. Маркс. Белл ввел новое понятие — «осевой прин-

цип». По его словам, некоторые процессы в обществе нахо-

дятся на-одной оси, другие — на иной. Все зависит от того, ка-

кой осевой принцип избрать.

Понятия «феодализм», «капитализм» и «социализм» представля-

ют собой последовательный ряд схем в марксистской системе,

построенной вдоль оси, за которую приняты отношения собст-

Глава VII. Ступени культуры

венности. Белл считает, что современное общественное раз-

витие и культурно-исторический процесс обусловлены не

способом производства в целом, а только наукой и техникой.

Если применить этот осевой принцип, то история человечест-

ва предстанет как смена трех стадий — традиционной, индус-

триальной (промышленной) и постиндустриальной.

Традиционное общество представляет собой ступень историчес-

кого развития, в котором господствуют натуральное хозяйство

и сословная иерархия. Решающую роль в социально-политиче-

ской жизни играют церковь и армия. Индустриальная стадия

характерна, по Беллу, для общества с высоким уровнем разви-

тия промышленности. После Второй мировой войны в буржу-

азных странах произошел значительный подъем производст-

ва и потребления. Ученые-культурологи заговорили о «новом

промышленном перевороте», достигнутом в результате колос-

сальных изменений, движущей силой которых явилась автома-

тизация производства, повышение производительности труда.

Благодаря этому увеличился объем производимой продукции

и даже произошла «революция в доходах». Но является ли ин-

дустриальная стадия конечной в развитии общества? Нет, отве-

чают культурологи. Наступила еще одна стадия — постиндус-

триальная. Этот термин появился в некоторых статьях Д. Бел-

ла в 70-х годах прошлого века.

Американский культуролог разделяет общество на три сферы:

социальную структуру, политику и культуру. Социальная

структура включает экономику, технологию и профессио-

нальную систему. Политика регулирует распределение влас-

ти, является арбитром между конфликтующими группами.

Культура накапливает духовные богатства. Концепция пост-

индустриального общества имеет дело прежде всего с изме-

нениями в социальной структуре, профессиональной системе

и информации.

Белл выделил ряд признаков постиндустриального общества.

Во-первых, это создание экономики услуг. Большая часть трудо-

вых ресурсов будет использоваться не в сельском хозяйстве или

промышленности, а в сфере торговли, финансов, транспорта,

здравоохранения, исследования, образования и управления. Со-

ответственно в обществе будут преобладать технические специ-

алисты и лица свободных профессий. Во-вторых, в постиндуст-

риальном обществе ведущая роль принадлежит теоретическому

знанию как источнику нововведений и политических решений.

112 Глава VII. Ступени культуры

Любое общество, указывал Белл, живет теперь с помощью ново-

введений и контроля за изменениями. Оно старается предвидеть

будущее, чтобы планировать его. Белл подчеркивал возмож-

ность достижения постиндустриальным обществом новой ступе-

ни социального прогресса, планирования и контроля за техни-

ческим развитием, в том числе благодаря созданию суперсовре-

менной «интеллектуальной» техники.

Основным в концепции постиндустриального общества Белл счи-

тал центральное положение теоретического знания как оси, во-

круг которой организуются новая техника и технология, эконо-

мический рост и расслоение общества. По Беллу, компьютер —

символ и материальное воплощение развивающейся техничес-

кой революции. Подобно тому как электричество преобразова-

ло общественную жизнь второй половины XIX в., так компьютер

становится носителем культурных преобразований. Белл счи-

тает, что именно электричество многократно расширило сово-

купность социальных связей, создав новый тип общества, кото-

рый он определяет как «массовый».

«Волны» в истории

Сходную схему культурно-исторического процесса предложил

современный американский культуролог — Элвин Тоффлер

(р. 1928 г.). Он также выделил непосредственную связь между

изменением техники и образа жизни. Техника, по его мнению,

определяет тип общества и культуры, причем влияние техни-

ки носит волнообразный характер.

Первая, аграрная «волна» длилась тысячелетия. От Китая и Ин-

дии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима, отмечает Э. Тоф-

флер, возникали и приходили в упадок цивилизации. Везде

земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной

организации и политики. В XVI в. началась промышленная ре-

волюция, ударные взрывы которой разрушили древние обще-

ства и породили новую волну.

Главное содержание второй «волны» — заводское производст-

во. Начинает господствовать силовая техника, подобная мы-

шечной деятельности человека, а труд дробится на отдельные

монотонные операции. Этому соответствует образ жизни лю-

дей, который характеризуется централизацией, гигантизмом

и единообразием. Жизнь в таком обществе сопровождается уг-

нетением, убожеством и экономическим упадком.

Глава VII. Ступени культуры ИЗ

Современная, «третья» волна — это информационное общество

Она вызвана повсеместным распространением компьютера,

турбореактивной авиации, гибких технологий. В информаци-

онном обществе складываются новые типы семьи, стили рабо-

ты, жизни, новые формы политики, экономики и сознания.

Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведения-

ми, для восприятия которых необходимо развитие познава-

тельных способностей. Символы третьей «волны» — целост-

ность, индивидуальность и чистая человечная технология. Ве-

дущую роль в таком обществе приобретают индустрия услуг,

наука и образование. Корпорации должны уступить место

университетам, а бизнесмены — ученым...

Книга Тоффлера «Метаморфозы власти» венчает задуманную

им трилогию, посвященную преображениям современной

цивилизации. Исследователь не считает свои прогнозы ни

утопией, ни антиутопией. Свои жанр он именует «прокто-

пмей», т.е. практической утопией. В ней нет, как он счи-

тает, безмерной идеализации. Это описание более практиче-

ского и более благоприятного для человека мира, нежели

тот, в котором мы живем. Но в этом мире в отличие от уто-

пии есть место злу — болезням, грязной политике, неспра-

ведливости.

Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздей-

ствие на социальный прогресс, давно получила признание в со-

временной культурологии.

Очередная волна, по мнению Тоффлера, является грандиозным по-

воротом истории, величайшей трансформацией социума, всесто-

ронним преобразованием всех форм социального и индивиду-

ального бытия. Но речь идет не о социальной революции,

направленной в основном на смену политического режима,

а о технологических изменениях, которые вызревают медленно,

эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные

потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность

в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия,

диктата и других бед.

Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к

доиндустриальной цивилизации на новой технологической

базе. Рассматривая историю как непрерывное волновое дви-

жение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира,

экономическим костяком которого станут, по его мнению, эле-

ктроника и ЭВМ, космическое производство, использование

114 Глава VII. Ступени культуры

глубин океана и биоиндустрия. Это есть Третья волна, которая

завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая

волна) революции...

В первой книге трилогии «Шок будущего» (1970) Тоффлер преду-

преждал человечество о той опасности, которая связана со

стремительными переменами в жизни людей. Не все исследова-

тели приняли эту точку зрения. Так, Д. Белл считал эту мысль

обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян

больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда

в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электри-

чество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты,

— чем в последующий период, якобы характеризующийся уско-

рением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных

им новшеств в повседневной жизни людей, кроме телевидения,

не появилось ничего нового.

Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации

людей к ускорению социальных изменений укоренилась в фу-

турологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложно-

стях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с кото-

рыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Ос-

новные книги Тоффлера — «Шок будущего», «Столкновение

с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья

волна» (1980); «Метаморфозы власти» (1990) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: