Иной подход к делению истории предложил немецкий философ Карл
Маркс. Он ввел в общественную науку понятие «формации» —
особого общественно-производственного организма, который об-
ладает законами функционирования и возникновения. Каждый та-
кой «организм» располагает своим способом производства и ти-
пом производственных отношений. Формация оказывается сту-
пенью прогрессивного развития человеческого опыта в целом.
«Категория «общественно-экономической формации, — пишет
В.Н. Шевченко, — занимает центральное место в концепции мате-
. риалистического понимания истории. Ее содержание охватывает
все стороны общественной жизни и раскрывает механизм их вза-
имосвязи и обусловленности. Маркс считал, что развитие мировой
истории определяется тем, в какой степени общество практически
овладевает природными силами и процессами, что находит свое
наиболее полное выражение в тех производительных силах, кото-
рыми располагает общество». (Шевченко В.Н. Формация общест-
венно-экономическая // Философский словарь, М., 2001, с. 626).
Определяющим признаком формация является способ производ-
ства, по Марксу — единство производительных сил (способа
производства) и производственных отношений (разделение
труда, отношения собственности). Способ производства харак-
теризует и технологию (уровень развития техники), и социаль-
ные аспекты деятельности человека, направленной на созда-
ние необходимых для его деятельности материальных благ.
Н О Глава VII. Ступени культуры
Маркс выделил пять общественно-экономических формаций,
представляющих поступательные ступени развития человече-
ского рода: первобытнообщинную, рабовладельческую, фео-
дальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фа-
зой которой является социализм. В работах Маркса встречает-
ся также упоминание об азиатском способе производства как
особой экономической структуре. Вместе с тем Маркс подчер-
кивал, что история не знает «чистых» формаций.
Формационная теория помогает раскрыть динамику культуры, од-
нако она не позволяет применять ее как универсальный прин-
цип. Одна и та же формация может по-разному развиваться
у разных народов. Например, родовой строй славян и древних
германцев в начале средних веков резко отличается от родово-
го строя саксов или скандинавов, народов Древней Индии или
народов Ближнего Востока, индейских племен в Америке или
народной Африки. Последователи К. Маркса показывали, что
различные сочетания старого и нового в каждую историческую
эпоху, различные связи данной страны с другими странами
и различные формы и степени внешнего влияния на ее развитие,
наконец, особенности исторического развития, обусловленные
всей совокупностью природных, этнических, социальных, быто-
вых, культурных и других факторов, оказывают воздействие на
осмысление общего культурного процесса.
Осевой принцип
В современной культурологии обсуждаются и другие концеп-
ции, помогающие делить историю человечества на отдельные
части. Например, американский социолог Даниел Белл (ро-
дился в1919г.)в принципе согласен с марксистским делени-
ем истории на формации, но не считает это деление мировой
истории единственным. По его мнению, общественные инсти-
туты и отношения, а также духовные процессы не определя-
ются каким-либо одним фактором, например, экономикой, как
считал К. Маркс. Белл ввел новое понятие — «осевой прин-
цип». По его словам, некоторые процессы в обществе нахо-
дятся на-одной оси, другие — на иной. Все зависит от того, ка-
кой осевой принцип избрать.
Понятия «феодализм», «капитализм» и «социализм» представля-
ют собой последовательный ряд схем в марксистской системе,
построенной вдоль оси, за которую приняты отношения собст-
Глава VII. Ступени культуры
венности. Белл считает, что современное общественное раз-
витие и культурно-исторический процесс обусловлены не
способом производства в целом, а только наукой и техникой.
Если применить этот осевой принцип, то история человечест-
ва предстанет как смена трех стадий — традиционной, индус-
триальной (промышленной) и постиндустриальной.
Традиционное общество представляет собой ступень историчес-
кого развития, в котором господствуют натуральное хозяйство
и сословная иерархия. Решающую роль в социально-политиче-
ской жизни играют церковь и армия. Индустриальная стадия
характерна, по Беллу, для общества с высоким уровнем разви-
тия промышленности. После Второй мировой войны в буржу-
азных странах произошел значительный подъем производст-
ва и потребления. Ученые-культурологи заговорили о «новом
промышленном перевороте», достигнутом в результате колос-
сальных изменений, движущей силой которых явилась автома-
тизация производства, повышение производительности труда.
Благодаря этому увеличился объем производимой продукции
и даже произошла «революция в доходах». Но является ли ин-
дустриальная стадия конечной в развитии общества? Нет, отве-
чают культурологи. Наступила еще одна стадия — постиндус-
триальная. Этот термин появился в некоторых статьях Д. Бел-
ла в 70-х годах прошлого века.
Американский культуролог разделяет общество на три сферы:
социальную структуру, политику и культуру. Социальная
структура включает экономику, технологию и профессио-
нальную систему. Политика регулирует распределение влас-
ти, является арбитром между конфликтующими группами.
Культура накапливает духовные богатства. Концепция пост-
индустриального общества имеет дело прежде всего с изме-
нениями в социальной структуре, профессиональной системе
и информации.
Белл выделил ряд признаков постиндустриального общества.
Во-первых, это создание экономики услуг. Большая часть трудо-
вых ресурсов будет использоваться не в сельском хозяйстве или
промышленности, а в сфере торговли, финансов, транспорта,
здравоохранения, исследования, образования и управления. Со-
ответственно в обществе будут преобладать технические специ-
алисты и лица свободных профессий. Во-вторых, в постиндуст-
риальном обществе ведущая роль принадлежит теоретическому
знанию как источнику нововведений и политических решений.
112 Глава VII. Ступени культуры
Любое общество, указывал Белл, живет теперь с помощью ново-
введений и контроля за изменениями. Оно старается предвидеть
будущее, чтобы планировать его. Белл подчеркивал возмож-
ность достижения постиндустриальным обществом новой ступе-
ни социального прогресса, планирования и контроля за техни-
ческим развитием, в том числе благодаря созданию суперсовре-
менной «интеллектуальной» техники.
Основным в концепции постиндустриального общества Белл счи-
тал центральное положение теоретического знания как оси, во-
круг которой организуются новая техника и технология, эконо-
мический рост и расслоение общества. По Беллу, компьютер —
символ и материальное воплощение развивающейся техничес-
кой революции. Подобно тому как электричество преобразова-
ло общественную жизнь второй половины XIX в., так компьютер
становится носителем культурных преобразований. Белл счи-
тает, что именно электричество многократно расширило сово-
купность социальных связей, создав новый тип общества, кото-
рый он определяет как «массовый».
«Волны» в истории
Сходную схему культурно-исторического процесса предложил
современный американский культуролог — Элвин Тоффлер
(р. 1928 г.). Он также выделил непосредственную связь между
изменением техники и образа жизни. Техника, по его мнению,
определяет тип общества и культуры, причем влияние техни-
ки носит волнообразный характер.
Первая, аграрная «волна» длилась тысячелетия. От Китая и Ин-
дии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима, отмечает Э. Тоф-
флер, возникали и приходили в упадок цивилизации. Везде
земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной
организации и политики. В XVI в. началась промышленная ре-
волюция, ударные взрывы которой разрушили древние обще-
ства и породили новую волну.
Главное содержание второй «волны» — заводское производст-
во. Начинает господствовать силовая техника, подобная мы-
шечной деятельности человека, а труд дробится на отдельные
монотонные операции. Этому соответствует образ жизни лю-
дей, который характеризуется централизацией, гигантизмом
и единообразием. Жизнь в таком обществе сопровождается уг-
нетением, убожеством и экономическим упадком.
Глава VII. Ступени культуры ИЗ
Современная, «третья» волна — это информационное общество
Она вызвана повсеместным распространением компьютера,
турбореактивной авиации, гибких технологий. В информаци-
онном обществе складываются новые типы семьи, стили рабо-
ты, жизни, новые формы политики, экономики и сознания.
Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведения-
ми, для восприятия которых необходимо развитие познава-
тельных способностей. Символы третьей «волны» — целост-
ность, индивидуальность и чистая человечная технология. Ве-
дущую роль в таком обществе приобретают индустрия услуг,
наука и образование. Корпорации должны уступить место
университетам, а бизнесмены — ученым...
Книга Тоффлера «Метаморфозы власти» венчает задуманную
им трилогию, посвященную преображениям современной
цивилизации. Исследователь не считает свои прогнозы ни
утопией, ни антиутопией. Свои жанр он именует «прокто-
пмей», т.е. практической утопией. В ней нет, как он счи-
тает, безмерной идеализации. Это описание более практиче-
ского и более благоприятного для человека мира, нежели
тот, в котором мы живем. Но в этом мире в отличие от уто-
пии есть место злу — болезням, грязной политике, неспра-
ведливости.
Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздей-
ствие на социальный прогресс, давно получила признание в со-
временной культурологии.
Очередная волна, по мнению Тоффлера, является грандиозным по-
воротом истории, величайшей трансформацией социума, всесто-
ронним преобразованием всех форм социального и индивиду-
ального бытия. Но речь идет не о социальной революции,
направленной в основном на смену политического режима,
а о технологических изменениях, которые вызревают медленно,
эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные
потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность
в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия,
диктата и других бед.
Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к
доиндустриальной цивилизации на новой технологической
базе. Рассматривая историю как непрерывное волновое дви-
жение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира,
экономическим костяком которого станут, по его мнению, эле-
ктроника и ЭВМ, космическое производство, использование
114 Глава VII. Ступени культуры
глубин океана и биоиндустрия. Это есть Третья волна, которая
завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая
волна) революции...
В первой книге трилогии «Шок будущего» (1970) Тоффлер преду-
преждал человечество о той опасности, которая связана со
стремительными переменами в жизни людей. Не все исследова-
тели приняли эту точку зрения. Так, Д. Белл считал эту мысль
обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян
больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда
в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электри-
чество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты,
— чем в последующий период, якобы характеризующийся уско-
рением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных
им новшеств в повседневной жизни людей, кроме телевидения,
не появилось ничего нового.
Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации
людей к ускорению социальных изменений укоренилась в фу-
турологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложно-
стях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с кото-
рыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Ос-
новные книги Тоффлера — «Шок будущего», «Столкновение
с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья
волна» (1980); «Метаморфозы власти» (1990) и др.