Заключение. Культура может рассматриваться не только через деятель-

Культура может рассматриваться не только через деятель-

ность человека, но и как знаково-семиотическая структура.

Любые фрагменты человеческого мира, приобретающие

функцию знаков, могут служить предметом культурологиче-

ского анализа. Структурно-семиотический подход раскры-

вает понятие диалога культур в новом аспекте, через понима-

ние и определение статуса и специфики собственного культур-

ного типа, которое осуществляется посредством привлечения

и изучения собственных традиций, значимых в контексте иной

культуры.

Отсюда вытекает возможность диалога в рамках одного куль-

турного типа, но в различные периоды истории. В структур-

но-семиотической концепции обращается внимание на про-

блему построения текста как на одну из существенных ха-

рактеристик воспроизведения художественной модели и ее

интерпретации, а также выявления структуры самопорожде-

ния текста.

102 Глава VI. Культура как знаково-семиотическая система

Вопросы:

1. Что такое знак?

2. Что такое семиотика?

3. Могут ли «детские травмы» быть связаны с культурой?

4. Почему у многих народов много конкретных слов, но мало

абстрактных понятий?

5. В чем выявляется структурная основа культуры?

6. Что можно анализировать в качестве «социокультурного

феномена»?

7. Что означает у Ю.М. Лотмана «семиосфера», «модель куль-

туры», «монада»?

8. Какова роль случайности в культурной истории?

9. Что означает схема: «ядро — периферия»

10. Как раскрывается формула: «культура — это бытие текста»?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барт Ролан, Избр.работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

2. Гумбольдт Вильгельм. Язык и философия культуры. М., 1985.

3. Ктони М. Эзотерика основ культуры. М„ 1995.

4. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.

5. Степанов B.C. Семиотика. М., 1971.

6. Степин B.C. Культура // Философский словарь. М., 2001, с. 271-273.

Темы рефератов:

1. Символ и знак: опыт различения.

2. Семиотика, ее особенности и тенденции.

3. Культура как знаково-семиотическая версия.

4. Текст и мегатекст.

Глава VII

Всемирное сознание

При беглом взгляде на историю в первую очередь можно заметить

наиболее значительные, наиболее масштабные события, став-

шие поворотными. Например, зарождение христианства, кото-

рое явилось огромным скачком в культурном развитии мира.

Эти события как бы делят историческое время на этапы, ступе-

ни развития человечества и его культуры. Подобный подход

к культуре основывается на историческом понимании челове-

чества: он рассматривается как единство, существовавшее не

всегда, а сложившееся постепенно. На этом пути выделяются

этапы, фазы, исторические периоды — формации. Формация —

это исторический тип общества, его социальной организации,

который имеет общую культурную основу. Такой подход назы-

вается формационным. Он предполагает движение от разоб-

щенности человечества к его культурному единства.

В 1784 г. был опубликован первый том работы немецкого просве-

тителя Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) под названием

«Идеи к философии истории человечества». Оценивая это произ-

ведение, И. Гёте писал: «Это произведение, возникшее 50 лет на-

зад в Германии, оказало невероятно большое влияние на воспита-

ние всей нашей нации; исполнив свое назначение, оно было поч-

ти вовсе забыто» (ГётеИ.-В. Об искусстве. М., 1973, с. 541).

Гердер отстаивал просветительскую мысль о нравственном един-

. стве человеческой природы независимо от различий эпохи и ге-

. ографических условий. Все народы, по его мнению, движутся

по одной магистрали, а поэтому «весь род человеческий на

земле — это только одна и та же порода людей» (Гердер И.Г.

Идеи к философии истории человечества. М., 1977, с. 171).

Правда, некоторые из них, например западные, вырвались в этом

движении вперед и достигли более высокой ступени развития.

Однако во всем развитии «царит разумность, планомерность,

преднамеренность» (там же, с. 442). История, по мнению Гер-

дера, движется через развитие культуры: «Культура движется

104 Глава VII. Ступени культуры

вперед, но совершеннее от этого не становится: на новом месте

развиваются новые способности; старьте, развившиеся на ста-

ром месте, безвозвратно уходят» (там же, с. 426).

Немецкий просветитель был далек от мысли, что культура разви-

вается плавно и директивно. На пути культуры встречаются не-

которые повороты, но все-таки пробивается единая цель, еди-

ный путь...' «Вообще говоря, дорога культуры на нашей земле,

дорога с поворотами; резкими углами, рбрывами и уступами, —

это не поток, а это низвергающаяся с покрытых лесом гор вода;

в водопад обращают течение культуры на нашей земле страсти

человеческие... Мы ходим, попеременно падая в левую и пра-

вую стороны, и все же идем вперед» (там же, с. 444-445).

Итак, по мнению Гердера, история и культуране одно и то

же. Вектор истории намечен. Но,«... одна цепь культуры со-

единяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону

линией все рассмотренные у нас нации... (там же, с. 441).

С наибольшей полнотой концепция единого человечества выра-

жена в труде другого немецкого философа-просветителя,

писателя и критика Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781)

«Воспитание человеческого рода» (1780), проникнутом идеей

единства развития человечества, постоянного накопления в его

истории все новых и новых духовных ценностей. Автор, отра-

жая общий пафос эпохи Просвещения, убежден, что человече-

ство неуклонно движется к совершенству.

Тезисы немецкого философа-просветителя носят программный

характер прежде всего для самого мыслителя. Они одушевлены

пафосом органического развития, постоянного приращения

все новых и новых откровений. Сегодня, когда вера в прогрес-

систские иллюзии едва ли не окончательно подорвана, многое

в работе философа может показаться наивным. Однако оценим

по достоинству целый ряд идей, которые имеют, на наш взгляд,

характер своеобразного провозвестия.

Прежде всего, это мысль о единстве человеческого рода, о его

всеохватной целостности. Человечествособирательное

понятие. Однако менее всего оно исчерпывается простым зна-

чением как совокупность народов, живущих на Земле. Феномен

человечества — это нечто рожденное и развивающееся, стано-

вящееся. Чтобы осмыслить данное понятие, нужно непременно

обратиться к исторической динамике. Человечество не пред-

ставляет некую данность, оно складывается в результате опре-

деленных усилий, конкретных обстоятельств.

Глава VII. Ступени культуры 105

Еще одна плодотворная мысль Лессинга: человечество возника-

ет тогда, когда эта общность осознается. Без напряженного

самосознания никакое единство не может быть создано. Только

постепенное осознание одинаковости способствует рожде-

нию такого универсального образования, как человечество.

И само собой понятно, что здесь не обойтись без определен-

ных стадий, конкретных этапов, через которые эта идентич-

ность осмысливается.

С этой точки зрения не выглядит архаичным воззрение Лес-

синга, согласно которому человеческий разум рассматрива-

ется как державная сила истории. Мы постоянно соотносим

рождение общемировой цивилизации с развертыванием

производительных сил, хозяйственных связей, средств ком-

муникации. Но не всегда отдаем себе отчет в том, что эти

объективные факторы создают только предпосылки для Все-

ленской Соборности. Человеческому роду еще надлежит

осознать свою общность: к этой мысли мы только сейчас

привыкаем.

Разумеется, почти за два с четвертью столетия, которые истекли

после написания работы Лессинга, человеческий разум раз-

вернул не только наглядные доказательства своей мощи. На-

ряду с животворящими истинами он продемонстрировал так-

же и свою подорванность. Мир столкнулся с кошмарными про-

явлениями разума. Идеал классической рациональности,

который на протяжении многих веков питал западноевропей-

скую философию, испытал серьезные потрясения. Не раз воз-

никали догадки: не рождает ли ум безумие, а интеллект — де-

формацию сознания? Однако вера в способность человека опе-

реться на собственные духовные силы не угасла.

Великие умы прошлого задумывались над тем, как выстроить че-

ловеческое общежитие по меркам разумности. Афинская де-

мократия, например, хотя и уважала право каждого высказы-

вать свое мнение, была тем не менее полна неожиданностей,

обрекала каждого на риск и ответственность. Раздраженный де-

мократической неразберихой, Платон сконструировал в выс-

шей степени пропорциональное, стройное и упорядоченное

корпоративное государство, которым управляли философы.

Чем дольше, однако, существовали Афины, тем более порази-

тельной становилась картина всеобщей разрозненности, обо-

собления и недисциплинированности. Нет, не выстраивается

жизнь по заветам мудрецов.

106 Глава VII. Ступени культуры

Именно разум, по мнению современных французских «новых фи-

лософов», как способность человека к отвлечению от реальности

имел в европейской истории отягощающие следствия. Во всео-

хватывающих системах мысли разум стал роковой силой. Рацио-

нальная деятельность человека открылась французским филосо-

фам как насильственная, направленная на подчинение мира. Ра-

зум вообще материализуется в недвусмысленно агрессивную

силу. Он не только завоевывает личность изнутри, но и, помимо

ее желания и участия, подчиняет извне. Он насильственно дикту-

ет ей свои неукоснительные истины. Разум, как утверждают «но-

вые философы», захватил уже не только мир индивидуальной ду-

ши. Он покорил мир всеобщей истории. Нации сами воздвигли

над собой «статую командора», которая в мирные, спокойные

времена как бы стушевывается, позволяя народам веселиться у ее

подножья, но грозно оживает в кризисные моменты, внезапно

прерывая веселье и показывая свою истинную сущность.

Так что же устарел Лессинг, который видел в истории только вну-

шительные победы разума? Нет, не устарел, хотя бы потому,

что обращал внимание на то, как истина одолевает суеверие.

«Тот, кто не изучал истории, — писал Лессинг в одной из своих

рецензий (1751), — навсегда останется младенцем. А кто не

изучал истории человеческой мудрости, которая вся лишь ис-

тория заблуждения и истины, никогда не сможет оценить силу

нашего разума... ему всегда будет угрожать опасность быть об-

манутым невежественными хвастунами, которые выдают за но-

вейшие открытия то, что в действительности знали или во что

верили уже несколько тысяч лет назад».

Лессинг, разумеется, отдавал себе отчет в том, что многие люди

прислушиваются не столько к голосу разума, сколько руководст-

вуются практической выгодой. Отдельный человек, по мнению

просветителя, действительно может придерживаться только собст-

венных интересов. Но разве точно так же обстоит дело с челове-

ческим родом? Нет, полагает философ, человечество в целом обла-

дает сознанием, которое, хотя и напоминает процесс взросления

отдельного индивида, формируется совсем иным способом.

Неужели нравственность задается человечеству каким-то явоч-

ным порядком? Нет, она складывается, утончается. Этот про-

гресс требует духовных усилий.

Работа Лесссинга — это 100 тезисов о духовном восхождении

человечества. Здесь просматривается аналогия с возмужани-

ем отдельного человека. Три возраста можно насчитать у че-

Глава VII. Ступени культуры 107

ловека. Их можно обнаружить и у всего человеческого рода.

Но вот что интересно. По мысли философа, эти этапы нравст-

венного прогресса легко отыскать, если обратиться к истории.

Они в общем соотносятся с чередованием религий. Историче-

ские эпохи, сменяя друг друга, развертывают вместе с тем кар-

тину человеческого восхождения.

Метки, своеобразные вехи истории культуры, — три религии

язычество, иудаизм и христианство. Каждая из них —

этап восхождения человеческого рода. Разложив поначалу

единое неизмеримое на ряд измеримых частей, человек ес-

тественным образом подошел к многобожию и идолопо-

клонству. Неизвестно, сколько миллионов лет, рассуждает

Г. Лессинг, человеческий разум блуждал бы по ложным пу-

тям. Но Богу угодно было придать проблескам человечес-

кой мысли верное направление. Грубый, полудикий человек

связывает свое поведение с примитивными представлени-

ями о воздаянии и каре. Так, по мнению философа, и вели

себя древние израильтяне. Ветхий Завет возвещает детство

человечества.

Сначала Бог приучил иудеев к мысли, что у еврейского народа

есть Верховное Существо. Затем он вывел этот народ из Егип-

та и поселил в Ханаане. Так, в сознание человеческого рода

пошло представление о монотеизме (единобожии). Бог при-

учил израильтян к понятию Единого. Подобно ребенку, этот

народ, однако, воспринимал лишь такое воспитание, которое

реализуется с помощью непосредственных, чувственно вос-

принимаемых наказаний и наград.

Лессинг проводил различие между воспитанием и откровением.

Первое существует для отдельного человека, второе — для че-

ловеческого рода. В сознании иудеев воспитание и открове-

ние соприкасаются. Но зачем Богу понадобилось начинать

преображение человеческого рода не с духовных, нравствен-

ных высот, а, напротив, с самого начала? Философ отвечает:

так воспитывались будущие воспитатели человечества. В кни-

гах Ветхого завета, подчеркивает Лессинг, могло отсутство-

вать учение о бессмертии души и будущем воздаянии, но в них

не должно было содержаться ничего, что могло бы задержать

народ на его пути к великой истине.

Размышляя о судьбах иудаизма, который соотносился еще с гру-

бым духовным состоянием мира, Лессинг, тем не менее, зада-

ется вопросом: разве народ, воспитанный в таком героическом

108 Глава VII. Ступени культуры

послушании Богу, не должен быть предназначен, не должен

быть более других способен выполнить совершенно особые

божественные предначертания?

Прослеживая историю человеческого рода, Лессинг в известной

мере выходит за пределы Европы. Он говорит о том влиянии,

которое оказал «мудрый перс» (Кир II) на иудейскую рели-

гию. В прошлом, как подчеркивает философ, откровение вело

за собой разум, теперь же (т.е. после соприкосновения с иной

религией) разум внезапно озарил светом данное ему открове-

ние. Под влиянием более чистого вероучения персов евреи

познали в своем Иегове не просто величайшего из всех наци-

ональных богов, но Бога Всевышнего.

Постепенно взрослел человеческий род — переходил от детства

к отрочеству. Достиг он в своем развитии такой стадии, когда

для обоснования морального поведения нужными оказались

куда более благородные и достойные побуждения. Настало

время, когда вера в иную, истинную жизнь, которую можно об-

наружить за пределами земного существования, стала обнару-

живать свое влияние на людей. Это уже другая стадия — хри-

стианство. Оно взывает к высшим мотивам поведения.

возникновению и распроспространению христианства Лессинг

уделил значительное внимание не только в этой, но и в других

работах. Философ утверждал, что важно исследовать те истори-

ческие условия, в которых зародилась эта религия. Существен-

ным для него было следующее: во-первых, внешние обстоятель-

ства, иначе говоря, господство других религией, состояние че-

ловеческого разума и степень развития философии, во-вторых,

средства, которые христиане использовали для распростране-

ния своего учения; в-третьих, те препятствия, которые власти

и враждебные философии воздвигли на пути новой религии.

Лессинг высоко оценивает христианство, возвеличивая в нем мо-

ральную сторону. Учение о всеобщей любви, требование добро-

детельных поступков, по мнению философа, обеспечивало это-

. му учению победу над другими религиями. Он подчеркивал:

для того чтобы рассудок достиг полной ясности и создал ту чи-

стоту сердца, которая вселяет в нас способность любить добро-

детель ради нее самой, он должен упражняться в постижении

духовных сущностей.

Но означает ли высокая оценка христианской святости, что ду-

ховная эволюция человеческого рода завершается именно

этой религией? По мнению Лессинга, человечество не остано-

Глава VII. Ступени культуры 109

вится на этой стадии. Придет еще зрелость — «эпоха нового,

вечного Евангелия». Именно в эту пору нравственность ока-

жется универсальным, безоговорочным, безусловным прин-

ципом поведения. Новый завет устаревает в той же мере, что

и Ветхий завет. Третье мировое состояние придет не сразу.

Оно непременно требует предварительных ступеней.

Эта мысль Яессмнга о постепенном взращивании морали,

о терпеливом продвижении к высшим ступеням духа в на-

ши дни содержит в себе глубокий смысл. Радикальные и ско-

роспелые программы переделки мира, отторгнутые от духов-

ных традиций, нанесли человечеству немалый ущерб. На этом

фоне впечатляющим и одухотворенным кажется суждение ве-

ликого немецкого мыслителя: «Шествуй же своим непримет-

ным шагом, вечное Провидение!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: