Культура может рассматриваться не только через деятель-
ность человека, но и как знаково-семиотическая структура.
Любые фрагменты человеческого мира, приобретающие
функцию знаков, могут служить предметом культурологиче-
ского анализа. Структурно-семиотический подход раскры-
вает понятие диалога культур в новом аспекте, через понима-
ние и определение статуса и специфики собственного культур-
ного типа, которое осуществляется посредством привлечения
и изучения собственных традиций, значимых в контексте иной
культуры.
Отсюда вытекает возможность диалога в рамках одного куль-
турного типа, но в различные периоды истории. В структур-
но-семиотической концепции обращается внимание на про-
блему построения текста как на одну из существенных ха-
рактеристик воспроизведения художественной модели и ее
интерпретации, а также выявления структуры самопорожде-
ния текста.
102 Глава VI. Культура как знаково-семиотическая система
Вопросы:
1. Что такое знак?
2. Что такое семиотика?
|
|
3. Могут ли «детские травмы» быть связаны с культурой?
4. Почему у многих народов много конкретных слов, но мало
абстрактных понятий?
5. В чем выявляется структурная основа культуры?
6. Что можно анализировать в качестве «социокультурного
феномена»?
7. Что означает у Ю.М. Лотмана «семиосфера», «модель куль-
туры», «монада»?
8. Какова роль случайности в культурной истории?
9. Что означает схема: «ядро — периферия»
10. Как раскрывается формула: «культура — это бытие текста»?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Барт Ролан, Избр.работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
2. Гумбольдт Вильгельм. Язык и философия культуры. М., 1985.
3. Ктони М. Эзотерика основ культуры. М„ 1995.
4. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.
5. Степанов B.C. Семиотика. М., 1971.
6. Степин B.C. Культура // Философский словарь. М., 2001, с. 271-273.
Темы рефератов:
1. Символ и знак: опыт различения.
2. Семиотика, ее особенности и тенденции.
3. Культура как знаково-семиотическая версия.
4. Текст и мегатекст.
Глава VII
Всемирное сознание
При беглом взгляде на историю в первую очередь можно заметить
наиболее значительные, наиболее масштабные события, став-
шие поворотными. Например, зарождение христианства, кото-
рое явилось огромным скачком в культурном развитии мира.
Эти события как бы делят историческое время на этапы, ступе-
ни развития человечества и его культуры. Подобный подход
к культуре основывается на историческом понимании челове-
чества: он рассматривается как единство, существовавшее не
всегда, а сложившееся постепенно. На этом пути выделяются
этапы, фазы, исторические периоды — формации. Формация —
|
|
это исторический тип общества, его социальной организации,
который имеет общую культурную основу. Такой подход назы-
вается формационным. Он предполагает движение от разоб-
щенности человечества к его культурному единства.
В 1784 г. был опубликован первый том работы немецкого просве-
тителя Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) под названием
«Идеи к философии истории человечества». Оценивая это произ-
ведение, И. Гёте писал: «Это произведение, возникшее 50 лет на-
зад в Германии, оказало невероятно большое влияние на воспита-
ние всей нашей нации; исполнив свое назначение, оно было поч-
ти вовсе забыто» (ГётеИ.-В. Об искусстве. М., 1973, с. 541).
Гердер отстаивал просветительскую мысль о нравственном един-
. стве человеческой природы независимо от различий эпохи и ге-
. ографических условий. Все народы, по его мнению, движутся
по одной магистрали, а поэтому «весь род человеческий на
земле — это только одна и та же порода людей» (Гердер И.Г.
Идеи к философии истории человечества. М., 1977, с. 171).
Правда, некоторые из них, например западные, вырвались в этом
движении вперед и достигли более высокой ступени развития.
Однако во всем развитии «царит разумность, планомерность,
преднамеренность» (там же, с. 442). История, по мнению Гер-
дера, движется через развитие культуры: «Культура движется
104 Глава VII. Ступени культуры
вперед, но совершеннее от этого не становится: на новом месте
развиваются новые способности; старьте, развившиеся на ста-
ром месте, безвозвратно уходят» (там же, с. 426).
Немецкий просветитель был далек от мысли, что культура разви-
вается плавно и директивно. На пути культуры встречаются не-
которые повороты, но все-таки пробивается единая цель, еди-
ный путь...' «Вообще говоря, дорога культуры на нашей земле,
дорога с поворотами; резкими углами, рбрывами и уступами, —
это не поток, а это низвергающаяся с покрытых лесом гор вода;
в водопад обращают течение культуры на нашей земле страсти
человеческие... Мы ходим, попеременно падая в левую и пра-
вую стороны, и все же идем вперед» (там же, с. 444-445).
Итак, по мнению Гердера, история и культура — не одно и то
же. Вектор истории намечен. Но,«... одна цепь культуры со-
единяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону
линией все рассмотренные у нас нации... (там же, с. 441).
С наибольшей полнотой концепция единого человечества выра-
жена в труде другого немецкого философа-просветителя,
писателя и критика Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781)
«Воспитание человеческого рода» (1780), проникнутом идеей
единства развития человечества, постоянного накопления в его
истории все новых и новых духовных ценностей. Автор, отра-
жая общий пафос эпохи Просвещения, убежден, что человече-
ство неуклонно движется к совершенству.
Тезисы немецкого философа-просветителя носят программный
характер прежде всего для самого мыслителя. Они одушевлены
пафосом органического развития, постоянного приращения
все новых и новых откровений. Сегодня, когда вера в прогрес-
систские иллюзии едва ли не окончательно подорвана, многое
в работе философа может показаться наивным. Однако оценим
по достоинству целый ряд идей, которые имеют, на наш взгляд,
характер своеобразного провозвестия.
Прежде всего, это мысль о единстве человеческого рода, о его
всеохватной целостности. Человечество — собирательное
понятие. Однако менее всего оно исчерпывается простым зна-
чением как совокупность народов, живущих на Земле. Феномен
человечества — это нечто рожденное и развивающееся, стано-
вящееся. Чтобы осмыслить данное понятие, нужно непременно
обратиться к исторической динамике. Человечество не пред-
ставляет некую данность, оно складывается в результате опре-
|
|
деленных усилий, конкретных обстоятельств.
Глава VII. Ступени культуры 105
Еще одна плодотворная мысль Лессинга: человечество возника-
ет тогда, когда эта общность осознается. Без напряженного
самосознания никакое единство не может быть создано. Только
постепенное осознание одинаковости способствует рожде-
нию такого универсального образования, как человечество.
И само собой понятно, что здесь не обойтись без определен-
ных стадий, конкретных этапов, через которые эта идентич-
ность осмысливается.
С этой точки зрения не выглядит архаичным воззрение Лес-
синга, согласно которому человеческий разум рассматрива-
ется как державная сила истории. Мы постоянно соотносим
рождение общемировой цивилизации с развертыванием
производительных сил, хозяйственных связей, средств ком-
муникации. Но не всегда отдаем себе отчет в том, что эти
объективные факторы создают только предпосылки для Все-
ленской Соборности. Человеческому роду еще надлежит
осознать свою общность: к этой мысли мы только сейчас
привыкаем.
Разумеется, почти за два с четвертью столетия, которые истекли
после написания работы Лессинга, человеческий разум раз-
вернул не только наглядные доказательства своей мощи. На-
ряду с животворящими истинами он продемонстрировал так-
же и свою подорванность. Мир столкнулся с кошмарными про-
явлениями разума. Идеал классической рациональности,
который на протяжении многих веков питал западноевропей-
скую философию, испытал серьезные потрясения. Не раз воз-
никали догадки: не рождает ли ум безумие, а интеллект — де-
формацию сознания? Однако вера в способность человека опе-
реться на собственные духовные силы не угасла.
Великие умы прошлого задумывались над тем, как выстроить че-
ловеческое общежитие по меркам разумности. Афинская де-
мократия, например, хотя и уважала право каждого высказы-
вать свое мнение, была тем не менее полна неожиданностей,
обрекала каждого на риск и ответственность. Раздраженный де-
мократической неразберихой, Платон сконструировал в выс-
|
|
шей степени пропорциональное, стройное и упорядоченное
корпоративное государство, которым управляли философы.
Чем дольше, однако, существовали Афины, тем более порази-
тельной становилась картина всеобщей разрозненности, обо-
собления и недисциплинированности. Нет, не выстраивается
жизнь по заветам мудрецов.
106 Глава VII. Ступени культуры
Именно разум, по мнению современных французских «новых фи-
лософов», как способность человека к отвлечению от реальности
имел в европейской истории отягощающие следствия. Во всео-
хватывающих системах мысли разум стал роковой силой. Рацио-
нальная деятельность человека открылась французским филосо-
фам как насильственная, направленная на подчинение мира. Ра-
зум вообще материализуется в недвусмысленно агрессивную
силу. Он не только завоевывает личность изнутри, но и, помимо
ее желания и участия, подчиняет извне. Он насильственно дикту-
ет ей свои неукоснительные истины. Разум, как утверждают «но-
вые философы», захватил уже не только мир индивидуальной ду-
ши. Он покорил мир всеобщей истории. Нации сами воздвигли
над собой «статую командора», которая в мирные, спокойные
времена как бы стушевывается, позволяя народам веселиться у ее
подножья, но грозно оживает в кризисные моменты, внезапно
прерывая веселье и показывая свою истинную сущность.
Так что же устарел Лессинг, который видел в истории только вну-
шительные победы разума? Нет, не устарел, хотя бы потому,
что обращал внимание на то, как истина одолевает суеверие.
«Тот, кто не изучал истории, — писал Лессинг в одной из своих
рецензий (1751), — навсегда останется младенцем. А кто не
изучал истории человеческой мудрости, которая вся лишь ис-
тория заблуждения и истины, никогда не сможет оценить силу
нашего разума... ему всегда будет угрожать опасность быть об-
манутым невежественными хвастунами, которые выдают за но-
вейшие открытия то, что в действительности знали или во что
верили уже несколько тысяч лет назад».
Лессинг, разумеется, отдавал себе отчет в том, что многие люди
прислушиваются не столько к голосу разума, сколько руководст-
вуются практической выгодой. Отдельный человек, по мнению
просветителя, действительно может придерживаться только собст-
венных интересов. Но разве точно так же обстоит дело с челове-
ческим родом? Нет, полагает философ, человечество в целом обла-
дает сознанием, которое, хотя и напоминает процесс взросления
отдельного индивида, формируется совсем иным способом.
Неужели нравственность задается человечеству каким-то явоч-
ным порядком? Нет, она складывается, утончается. Этот про-
гресс требует духовных усилий.
Работа Лесссинга — это 100 тезисов о духовном восхождении
человечества. Здесь просматривается аналогия с возмужани-
ем отдельного человека. Три возраста можно насчитать у че-
Глава VII. Ступени культуры 107
ловека. Их можно обнаружить и у всего человеческого рода.
Но вот что интересно. По мысли философа, эти этапы нравст-
венного прогресса легко отыскать, если обратиться к истории.
Они в общем соотносятся с чередованием религий. Историче-
ские эпохи, сменяя друг друга, развертывают вместе с тем кар-
тину человеческого восхождения.
Метки, своеобразные вехи истории культуры, — три религии
— язычество, иудаизм и христианство. Каждая из них —
этап восхождения человеческого рода. Разложив поначалу
единое неизмеримое на ряд измеримых частей, человек ес-
тественным образом подошел к многобожию и идолопо-
клонству. Неизвестно, сколько миллионов лет, рассуждает
Г. Лессинг, человеческий разум блуждал бы по ложным пу-
тям. Но Богу угодно было придать проблескам человечес-
кой мысли верное направление. Грубый, полудикий человек
связывает свое поведение с примитивными представлени-
ями о воздаянии и каре. Так, по мнению философа, и вели
себя древние израильтяне. Ветхий Завет возвещает детство
человечества.
Сначала Бог приучил иудеев к мысли, что у еврейского народа
есть Верховное Существо. Затем он вывел этот народ из Егип-
та и поселил в Ханаане. Так, в сознание человеческого рода
пошло представление о монотеизме (единобожии). Бог при-
учил израильтян к понятию Единого. Подобно ребенку, этот
народ, однако, воспринимал лишь такое воспитание, которое
реализуется с помощью непосредственных, чувственно вос-
принимаемых наказаний и наград.
Лессинг проводил различие между воспитанием и откровением.
Первое существует для отдельного человека, второе — для че-
ловеческого рода. В сознании иудеев воспитание и открове-
ние соприкасаются. Но зачем Богу понадобилось начинать
преображение человеческого рода не с духовных, нравствен-
ных высот, а, напротив, с самого начала? Философ отвечает:
так воспитывались будущие воспитатели человечества. В кни-
гах Ветхого завета, подчеркивает Лессинг, могло отсутство-
вать учение о бессмертии души и будущем воздаянии, но в них
не должно было содержаться ничего, что могло бы задержать
народ на его пути к великой истине.
Размышляя о судьбах иудаизма, который соотносился еще с гру-
бым духовным состоянием мира, Лессинг, тем не менее, зада-
ется вопросом: разве народ, воспитанный в таком героическом
108 Глава VII. Ступени культуры
послушании Богу, не должен быть предназначен, не должен
быть более других способен выполнить совершенно особые
божественные предначертания?
Прослеживая историю человеческого рода, Лессинг в известной
мере выходит за пределы Европы. Он говорит о том влиянии,
которое оказал «мудрый перс» (Кир II) на иудейскую рели-
гию. В прошлом, как подчеркивает философ, откровение вело
за собой разум, теперь же (т.е. после соприкосновения с иной
религией) разум внезапно озарил светом данное ему открове-
ние. Под влиянием более чистого вероучения персов евреи
познали в своем Иегове не просто величайшего из всех наци-
ональных богов, но Бога Всевышнего.
Постепенно взрослел человеческий род — переходил от детства
к отрочеству. Достиг он в своем развитии такой стадии, когда
для обоснования морального поведения нужными оказались
куда более благородные и достойные побуждения. Настало
время, когда вера в иную, истинную жизнь, которую можно об-
наружить за пределами земного существования, стала обнару-
живать свое влияние на людей. Это уже другая стадия — хри-
стианство. Оно взывает к высшим мотивам поведения.
возникновению и распроспространению христианства Лессинг
уделил значительное внимание не только в этой, но и в других
работах. Философ утверждал, что важно исследовать те истори-
ческие условия, в которых зародилась эта религия. Существен-
ным для него было следующее: во-первых, внешние обстоятель-
ства, иначе говоря, господство других религией, состояние че-
ловеческого разума и степень развития философии, во-вторых,
средства, которые христиане использовали для распростране-
ния своего учения; в-третьих, те препятствия, которые власти
и враждебные философии воздвигли на пути новой религии.
Лессинг высоко оценивает христианство, возвеличивая в нем мо-
ральную сторону. Учение о всеобщей любви, требование добро-
детельных поступков, по мнению философа, обеспечивало это-
. му учению победу над другими религиями. Он подчеркивал:
для того чтобы рассудок достиг полной ясности и создал ту чи-
стоту сердца, которая вселяет в нас способность любить добро-
детель ради нее самой, он должен упражняться в постижении
духовных сущностей.
Но означает ли высокая оценка христианской святости, что ду-
ховная эволюция человеческого рода завершается именно
этой религией? По мнению Лессинга, человечество не остано-
Глава VII. Ступени культуры 109
вится на этой стадии. Придет еще зрелость — «эпоха нового,
вечного Евангелия». Именно в эту пору нравственность ока-
жется универсальным, безоговорочным, безусловным прин-
ципом поведения. Новый завет устаревает в той же мере, что
и Ветхий завет. Третье мировое состояние придет не сразу.
Оно непременно требует предварительных ступеней.
Эта мысль Яессмнга о постепенном взращивании морали,
о терпеливом продвижении к высшим ступеням духа в на-
ши дни содержит в себе глубокий смысл. Радикальные и ско-
роспелые программы переделки мира, отторгнутые от духов-
ных традиций, нанесли человечеству немалый ущерб. На этом
фоне впечатляющим и одухотворенным кажется суждение ве-
ликого немецкого мыслителя: «Шествуй же своим непримет-
ным шагом, вечное Провидение!»