Однако в работах Тоффлера нет анализа негативных последст-
вий такой цивилизации, которая рождается на наших глазах.
Еще в конце 70-х годов Э. Фромм говорил о возможности со-
здания информационного империализма. Информация на са-
мом деле может стать средством информационного давления
и господства. Все чаще пишут о том, то наука не знает, как
отразятся на человеке новые технологии. Философы предо-
стерегают против политического диктата. Новейшие полити-
ческие технологии, вооруженные средствами информатики,
могут уверенно формировать общественное мнение, манипу-
лировать общественным сознанием. Господство информацион-
ных технологий способно решительно изменить всю общест-
венную жизнь.
Глава VII. Ступени культуры 119
Может пи человек жить в информационном пространстве? Пока
нет серьезных исследований, которые показывали бы благо-
творное воздействие новых технологий на психику человека.
Напротив, многие исследователи показывают, что повальная
- компьютеризация изменяет человеческую природу, человечес-
кое сознание. Появляются люди, лишенные эмоционального ми-
ра. Это дети эпохи компьютеризации. Общение с новой техноло-
гией нужно выверять по меркам человека.
Заключение
Осмысливая новые направления развития общества в первой по-
ловине XIX в. русский философ Н.А. Бердяев сделал вывод:
«Человеческий род перерождается в человечество». Однако
оно появится не сразу, а в результате длительного процесса.
Вопрос о человечестве самым непосредственным образом свя-
зан с развитием культуры, с проблемой того, как это развитие
осуществляется — в едином потоке или благодаря становле-
Нию и отмиранию отдельных культур. Возникающее ны-
Не культурное единство человечества вносит огромные
Изменения в судьбы различных культур и цивилизаций.
В то же время существующие на земле культуры придают все-
мирной истории неповторимый облик. С точки зрения сторон-
ников так называемого формационного подхода, идея множе-
ственности истории не исключает концепции ведущей роли
человечества.
Вопросы:
Кто и когда сформировал идею всеобщей судьбы челове-
Чества?
Кому принадлежат слова «весь род человеческий на Земле
— это только одна и та же порода людей»?
Кто из просветителей развивал идею воспитания всего че-
Ловеческого рода?
Какие ступени этого развития он выдвигал?
Как идея формаций К. Маркса связана с представлением
О единстве человеческой истории?
Что такое «осевое время» в концепции Д. Белла?