Само собой понятно, что культура Европы отличается от культу-
ры Азии, Африки, тех регионов, которые зовутся Востоком.
Африка — древняя родина негров, материк прекрасный и го-
рестный. У берегов этого континента впервые лязгнули ржа-
вые цепи кораблей, увозивших невольников в другие части
света. Между отдельными государствами материка пролегли
пространства пустынь и саванн, вершины гор и тропические
джунгли.
Совсем недавно упоминание о древнем африканском конти-
ненте вызывало в памяти известные картины: бич, обвивший-
ся вокруг тела черного человека; корабли с невольниками;
раб у ног непобедимого владыки. Поэты, слагавшие песни,
поэмы, завершали свои произведения традиционным рефре-
ном: «О, скорбный голос Африки моей!» Буйно зеленеющие
тропические леса. Знойные ветры Сахары. Белесые туманы,
гуляющие утрами по стране.
204 Глава XIII. Типология культур
Английский писатель Редъярд Киплинг (1865-1936) написал та-
кие строчки:
«Запад есть Запад,
Восток есть Восток...»
Он имел в виду, что это разные экзотические миры, и они никог-
да не сойдутся. Позже в нашем обиходе появилась слетевшая
с экрана фраза одного из персонажей кинофильма «Белое
солнце пустыни» Сухова: «Восток — дело тонкое...» Мы при-
выкли к тому, что мир Востока разительно отличается от Запа-
да. Однако чем? Как определить это отличие?
После освобождения Африки от европейского владычества на кон-
тиненте появились мыслители, культурологи, поэты, которые
стали говорить о своеобразии африканской культуры, более то-
го, о ее неисчерпаемом богатстве и будущем призвании. Разли-
чие культуры Запада и Востока усматривалось в национальном
духе. Предполагалось, что европеец имеет особый психологи-
ческий склад, который отличает его от африканца. Возникла
теория негритюда, утверждающая исключительность исто-
рических судеб Африки. Один из выдающихся создателей не-
гритюда — государственный деятель Сенегала, философ и поэт
Леопольд Седар Сенгор (р. в 1906).
Размышляя над своеобразием Африки, он утверждал,.что негр,
прежде всего, дитя природы. Африканский негр, будь то крес-
тьянин, рыбак, охотник или пастух, живет на лоне природы,
вне земли и в то же время с ней. Он вступает в доверительные
отношения с деревьями, животными, подчиняясь суточным
и сезонным ритмам природы. Он открывает все свои органы
чувств для приема любого импульса, вплоть до глубинных
волн природы без всякого посредничества.
Для африканца на первом месте всегда стоит форма и цвет, звук
и ритм, запах и прикосновение. Об этом пишет, в частности,
поэт негритюда мартиникский писатель Эме Сезер (р. в 1913):
Слава тем, кто ничего не изобрел,
Тем, кто ничего не открыл,
Тем, кто ничего не покорил,
А просто отдался объятию сущности каждой вещи,
Не ведающим о поверхности, но захваченным
Движением каждой вещи,
Заботящимся не о покорении мира, а об участии
В его игре.
ГлаваXIII. Типология культур 205
Воистину, они — старшие сыновья мира:
Открытый всем ветрам мира
Братский воздух всех ветров мира;
Дно без истока для всех вод мира,
Сверкающих священным огнем мира;
Плоть от плоти мира, пульсирующая сокровенным
Движением мира.
Вчитаемся в эти строчки. Речь, естественно, идет не о внутреннем
мире африканца. Косвенно изобличается европеец. Это к нему
относятся слова «изобрел», «открыл», «покорил». Отказался от
участия «в игре мира». Радикальное отличие европейца от аф-
риканца состоит, по Сенгору, в видении, чувствовании мира. Ев-
ропеец живет разумом, африканец — ритмом; европеец — рас-
четом, африканец — слиянием, растворением; европеец — по-
треблением («пожиранием»), африканец — сопереживанием
(уподоблением); европеец — земным (заземленным), африка-
нец — космическим (возвышенным); европеец — плотским, аф-
риканец — духовным.
Такое противопоставление негра белому, африканца — европей-
цу можно отыскать не только в стихах Э. Сезера. Французский
философ и писатель Ж.П. Сартр в «Черном Орфее» противопо-
ставил черного крестьянина белому инженеру. Получается,
что именно отношение к внешнему миру, к другому определя-
ет различие двух культур Запада и Востока.
Белый европеец со времен Аристотеля представляет себя чело-
веком действия, воином, хищником. Он прежде всего четко от-
деляет себя от любого внешнего предмета, делая его объектом
собственного познания: держит его на расстоянии, «обездви-
живает» во времени и в некотором смысле в пространстве,
«фиксирует» и таким образом «убивает» его душу, лишает са-
мостоятельного сущестования.
Вооружившись точными инструментами, он безжалостно рас-
членяет объект, чтобы провести его фактический анализ.
Образованный, ко движимый лишь практическими сообра-
жениями, «европеец живет разумом», т.е. не сопереживает
другому, не участвует в его радостях и бедах, а относится
к нему как к любому объекту рационального познания. Бе-
лый европеец, «убив» (познав) другого, использует его для
практических целей. Он воспринимает его не как самостоя-
тельную ценность, а как средство. Л. Сенгор писал: «Все бе-
2 0 6 Глава XIII. Типология культур
лые — людоеды, сказал мне несколько лет назад один муд-
рый старый соплеменник, — у них нет никакого уважения
к жизни».
Сказано это, разумеется, с преувеличением. Однако в глазах аф-
риканца европеец не относится к жизни с благоговением.
«Только им, белым, невдомек, — добавил мудрый старик, кото-
рый на своем веку много повидал, слышал и размышлял, — что
жизнь не приручишь, а Бога, который есть источник жизни ив
котором вся жизнь пребывает, и подавно». А напоследок ста-
рик сказал: «Очеловечивает жизнь, а не смерть». Боюсь, что
это плохо обернется. Белые, одержимые страстью к разруше-
нию, в конце концов навлекут на себя беду». В этих словах,
которые, как это очевидно, отражают стереотипное видение
белых, тем не менее выражены определенные особенности
европейской культуры, действительно, зараженной страстью
к разрушению.
По мнению Л. Сенгора, африканский негр, образно выражаясь,
заперт в своей черной коже. Он живет в первозданной ночи
и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека
или зверя, явления природы или общества. Он не держит объ-
ект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив впе-
чатление, он берет живой объект в ладони, как слепец, не стре-
мясь его зафиксировать или убить. Он вертит его в чутких
пальцах так и этак, ощупывает. И в такой момент чувства за-
хватывают его целиком.
Есть еще одно свойство африканской культуры, как ее понимают
теоретики негритюда, — чувствительность, восходящая к физи-
ологии. На него может оказать воздействие не только ритм ба-
рабана, но и европейское искусство: танец или маска, живопись
итальянского художника Джотто ди Бондоне (ок. 1266-1336)
или Флорентийское палаццо, торжественная месса или теат-
ральный эпизод. Однако впечатление от искусства коренится
в чувствительности негра.
«Я мыслю, следовательно, я существую», — писал француз-
ский философ Рене Декарт (1596-1650). Африканский же
негр мог бы сказать: «Я чувствую, я танцую «другого», зна-
чит, я существую». Для осознания того, что он существует,
ему не нужны слова. Ему нужно не размышлять о другом,
а можно «вжиться» в него (как актеры вживаются в образ),
станцевав его. В' Черной Африке люди постоянно танцуют,
потому что чувствуют обостренно и предельно эмоциональ-
Глава XIII. Типология культур 207
но, причем всегда танцуют кого-то или что-то. Ведь танце-
вать, по их представлению, значит, отождествлять себя с жиз-
ненными силами, жить более полной жизнью, одним словом,
чувствовать.