Восток и Запад

Само собой понятно, что культура Европы отличается от культу-

ры Азии, Африки, тех регионов, которые зовутся Востоком.

Африка — древняя родина негров, материк прекрасный и го-

рестный. У берегов этого континента впервые лязгнули ржа-

вые цепи кораблей, увозивших невольников в другие части

света. Между отдельными государствами материка пролегли

пространства пустынь и саванн, вершины гор и тропические

джунгли.

Совсем недавно упоминание о древнем африканском конти-

ненте вызывало в памяти известные картины: бич, обвивший-

ся вокруг тела черного человека; корабли с невольниками;

раб у ног непобедимого владыки. Поэты, слагавшие песни,

поэмы, завершали свои произведения традиционным рефре-

ном: «О, скорбный голос Африки моей!» Буйно зеленеющие

тропические леса. Знойные ветры Сахары. Белесые туманы,

гуляющие утрами по стране.

204 Глава XIII. Типология культур

Английский писатель Редъярд Киплинг (1865-1936) написал та-

кие строчки:

«Запад есть Запад,

Восток есть Восток...»

Он имел в виду, что это разные экзотические миры, и они никог-

да не сойдутся. Позже в нашем обиходе появилась слетевшая

с экрана фраза одного из персонажей кинофильма «Белое

солнце пустыни» Сухова: «Восток — дело тонкое...» Мы при-

выкли к тому, что мир Востока разительно отличается от Запа-

да. Однако чем? Как определить это отличие?

После освобождения Африки от европейского владычества на кон-

тиненте появились мыслители, культурологи, поэты, которые

стали говорить о своеобразии африканской культуры, более то-

го, о ее неисчерпаемом богатстве и будущем призвании. Разли-

чие культуры Запада и Востока усматривалось в национальном

духе. Предполагалось, что европеец имеет особый психологи-

ческий склад, который отличает его от африканца. Возникла

теория негритюда, утверждающая исключительность исто-

рических судеб Африки. Один из выдающихся создателей не-

гритюда — государственный деятель Сенегала, философ и поэт

Леопольд Седар Сенгор (р. в 1906).

Размышляя над своеобразием Африки, он утверждал,.что негр,

прежде всего, дитя природы. Африканский негр, будь то крес-

тьянин, рыбак, охотник или пастух, живет на лоне природы,

вне земли и в то же время с ней. Он вступает в доверительные

отношения с деревьями, животными, подчиняясь суточным

и сезонным ритмам природы. Он открывает все свои органы

чувств для приема любого импульса, вплоть до глубинных

волн природы без всякого посредничества.

Для африканца на первом месте всегда стоит форма и цвет, звук

и ритм, запах и прикосновение. Об этом пишет, в частности,

поэт негритюда мартиникский писатель Эме Сезер (р. в 1913):

Слава тем, кто ничего не изобрел,

Тем, кто ничего не открыл,

Тем, кто ничего не покорил,

А просто отдался объятию сущности каждой вещи,

Не ведающим о поверхности, но захваченным

Движением каждой вещи,

Заботящимся не о покорении мира, а об участии

В его игре.

ГлаваXIII. Типология культур 205

Воистину, онистаршие сыновья мира:

Открытый всем ветрам мира

Братский воздух всех ветров мира;

Дно без истока для всех вод мира,

Сверкающих священным огнем мира;

Плоть от плоти мира, пульсирующая сокровенным

Движением мира.

Вчитаемся в эти строчки. Речь, естественно, идет не о внутреннем

мире африканца. Косвенно изобличается европеец. Это к нему

относятся слова «изобрел», «открыл», «покорил». Отказался от

участия «в игре мира». Радикальное отличие европейца от аф-

риканца состоит, по Сенгору, в видении, чувствовании мира. Ев-

ропеец живет разумом, африканец — ритмом; европеец — рас-

четом, африканец — слиянием, растворением; европеец — по-

треблением («пожиранием»), африканец — сопереживанием

(уподоблением); европеец — земным (заземленным), африка-

нец — космическим (возвышенным); европеец — плотским, аф-

риканец — духовным.

Такое противопоставление негра белому, африканца — европей-

цу можно отыскать не только в стихах Э. Сезера. Французский

философ и писатель Ж.П. Сартр в «Черном Орфее» противопо-

ставил черного крестьянина белому инженеру. Получается,

что именно отношение к внешнему миру, к другому определя-

ет различие двух культур Запада и Востока.

Белый европеец со времен Аристотеля представляет себя чело-

веком действия, воином, хищником. Он прежде всего четко от-

деляет себя от любого внешнего предмета, делая его объектом

собственного познания: держит его на расстоянии, «обездви-

живает» во времени и в некотором смысле в пространстве,

«фиксирует» и таким образом «убивает» его душу, лишает са-

мостоятельного сущестования.

Вооружившись точными инструментами, он безжалостно рас-

членяет объект, чтобы провести его фактический анализ.

Образованный, ко движимый лишь практическими сообра-

жениями, «европеец живет разумом», т.е. не сопереживает

другому, не участвует в его радостях и бедах, а относится

к нему как к любому объекту рационального познания. Бе-

лый европеец, «убив» (познав) другого, использует его для

практических целей. Он воспринимает его не как самостоя-

тельную ценность, а как средство. Л. Сенгор писал: «Все бе-

2 0 6 Глава XIII. Типология культур

лые — людоеды, сказал мне несколько лет назад один муд-

рый старый соплеменник, — у них нет никакого уважения

к жизни».

Сказано это, разумеется, с преувеличением. Однако в глазах аф-

риканца европеец не относится к жизни с благоговением.

«Только им, белым, невдомек, — добавил мудрый старик, кото-

рый на своем веку много повидал, слышал и размышлял, — что

жизнь не приручишь, а Бога, который есть источник жизни ив

котором вся жизнь пребывает, и подавно». А напоследок ста-

рик сказал: «Очеловечивает жизнь, а не смерть». Боюсь, что

это плохо обернется. Белые, одержимые страстью к разруше-

нию, в конце концов навлекут на себя беду». В этих словах,

которые, как это очевидно, отражают стереотипное видение

белых, тем не менее выражены определенные особенности

европейской культуры, действительно, зараженной страстью

к разрушению.

По мнению Л. Сенгора, африканский негр, образно выражаясь,

заперт в своей черной коже. Он живет в первозданной ночи

и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека

или зверя, явления природы или общества. Он не держит объ-

ект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив впе-

чатление, он берет живой объект в ладони, как слепец, не стре-

мясь его зафиксировать или убить. Он вертит его в чутких

пальцах так и этак, ощупывает. И в такой момент чувства за-

хватывают его целиком.

Есть еще одно свойство африканской культуры, как ее понимают

теоретики негритюда, — чувствительность, восходящая к физи-

ологии. На него может оказать воздействие не только ритм ба-

рабана, но и европейское искусство: танец или маска, живопись

итальянского художника Джотто ди Бондоне (ок. 1266-1336)

или Флорентийское палаццо, торжественная месса или теат-

ральный эпизод. Однако впечатление от искусства коренится

в чувствительности негра.

«Я мыслю, следовательно, я существую», — писал француз-

ский философ Рене Декарт (1596-1650). Африканский же

негр мог бы сказать: «Я чувствую, я танцую «другого», зна-

чит, я существую». Для осознания того, что он существует,

ему не нужны слова. Ему нужно не размышлять о другом,

а можно «вжиться» в него (как актеры вживаются в образ),

станцевав его. В' Черной Африке люди постоянно танцуют,

потому что чувствуют обостренно и предельно эмоциональ-

Глава XIII. Типология культур 207

но, причем всегда танцуют кого-то или что-то. Ведь танце-

вать, по их представлению, значит, отождествлять себя с жиз-

ненными силами, жить более полной жизнью, одним словом,

чувствовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: