брахманизму. Генетическая связь с ним проявляется, напри-
мер, в том, что к наиболее почитаемым индуистским божест-
вам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),
Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель
одновременно. «При отсутствии стройной и обязательной для
всех систем вероучения, церковной организации, единого руко-
водящего центра или института для решения связанных с ре-
лигиозной деятельностью вопросов, при известной терпимос-
ти к отклонениям от религиозных догматов, в индуизме чрез-
вычайно сильны требования общественно-бытовых традиций.
Индуизм крайне нетерпим к нарушениям множества ограни-
чений и запретов, предписываемых сферам общественной, се-
мейной и личной жизни...» (Кочетов А.И. Индуизм. Философ-
ский словарь. 2001, с. 207).
Индуизм имеет огромное число поклонников. Это религия «на-
циональная» в отличие от христианства или ислама, которые
следуя- наставлениям своих основателей, распространились
повсюду в мире. В самом деле, индуизм — это религия без
|
|
218 Глава XIV. Традиционное общество
основателя, вера, которая ни на кого не ссылается и не до-
веряет истории. В конце концов, у этой религии нет даже на-
звания. В сущности, индуизмом ее назвали европейцы — ве-
роучением, которое исповедуют на берегах Инда и вокруг
них. Лишь в XIX в англоязычные брахманы приняли это назва-
ние как удобное обозначение системы взглядов, которым они
следовали.
Ведическая культура как исторический тип
Индуисты считают свою религию преимущественно традицион-
ным знанием, извечной наукой, непрерывно передаваемой от
учителя к ученику/начиная с незапамятных времен. Многооб-
разие духовных форм, присущих индуизму, тем не менее со-
пряжено с его целостностью. Индуизм отличает непрерыв-
ность культурного опыта индийских народов различных эпох
и географических областей. «Ведическая культура, — пишет
В.Ф. Касаткин, — сохранила свою глубинную архетипическую
основу, на которую в большинстве случаев наслаиваются ве-
дические традиции, дошедшие до конца XX столетия и приоб-
ретшие в зрелищных мероприятиях новые оттенки и нюансы,
подтверждающие высокие духовные идеалы культуры Индии,
определяющие ее стойкость и одновременное сочетание свое-
образия и универсализма, традиционализма и новаторства.
Было бы неверно понимать народные формы зрелищных ис-
кусств как искусства, вызванные к жизни только религией и
всецело ей подчиненные. Индийские Веды и такие явления
художественной культуры, как зрелищные искусства, с древ-
нейших времен представляли жизнь индейцев во всей мно-
|
|
гогранности, выходя далеко за рамки религиозно-догмати-
ческого восприятия мира. Индуизм является идеологической
основой Вед, однако Веды — это письменные источники, пред-
ставляющие собой всеобъемлющие обобщения человеческого
опыта большинства компонентов культуры» (Касаткин В.Ф. Ве-
дическая культура как исторический тип. Автореф. дисс. на
соискание ученой степени кандидата философских наук. Рос-
тов-на-Дону, 1999, с. 3).
Ведическая культура возникла на основе слияния дравидийской
и арийской форм, философско-мировоззренческим центром
которой являются Веды. Будучи универсальной основой веди-
ческой культуры, Веды представляют собой не только рели-
ГлаваХИ/. Традиционное общество 219