Корни индуизма восходят к древнеиндийской религии —

брахманизму. Генетическая связь с ним проявляется, напри-

мер, в том, что к наиболее почитаемым индуистским божест-

вам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),

Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель

одновременно. «При отсутствии стройной и обязательной для

всех систем вероучения, церковной организации, единого руко-

водящего центра или института для решения связанных с ре-

лигиозной деятельностью вопросов, при известной терпимос-

ти к отклонениям от религиозных догматов, в индуизме чрез-

вычайно сильны требования общественно-бытовых традиций.

Индуизм крайне нетерпим к нарушениям множества ограни-

чений и запретов, предписываемых сферам общественной, се-

мейной и личной жизни...» (Кочетов А.И. Индуизм. Философ-

ский словарь. 2001, с. 207).

Индуизм имеет огромное число поклонников. Это религия «на-

циональная» в отличие от христианства или ислама, которые

следуя- наставлениям своих основателей, распространились

повсюду в мире. В самом деле, индуизмэто религия без

218 Глава XIV. Традиционное общество

основателя, вера, которая ни на кого не ссылается и не до-

веряет истории. В конце концов, у этой религии нет даже на-

звания. В сущности, индуизмом ее назвали европейцы — ве-

роучением, которое исповедуют на берегах Инда и вокруг

них. Лишь в XIX в англоязычные брахманы приняли это назва-

ние как удобное обозначение системы взглядов, которым они

следовали.

Ведическая культура как исторический тип

Индуисты считают свою религию преимущественно традицион-

ным знанием, извечной наукой, непрерывно передаваемой от

учителя к ученику/начиная с незапамятных времен. Многооб-

разие духовных форм, присущих индуизму, тем не менее со-

пряжено с его целостностью. Индуизм отличает непрерыв-

ность культурного опыта индийских народов различных эпох

и географических областей. «Ведическая культура, — пишет

В.Ф. Касаткин, — сохранила свою глубинную архетипическую

основу, на которую в большинстве случаев наслаиваются ве-

дические традиции, дошедшие до конца XX столетия и приоб-

ретшие в зрелищных мероприятиях новые оттенки и нюансы,

подтверждающие высокие духовные идеалы культуры Индии,

определяющие ее стойкость и одновременное сочетание свое-

образия и универсализма, традиционализма и новаторства.

Было бы неверно понимать народные формы зрелищных ис-

кусств как искусства, вызванные к жизни только религией и

всецело ей подчиненные. Индийские Веды и такие явления

художественной культуры, как зрелищные искусства, с древ-

нейших времен представляли жизнь индейцев во всей мно-

гогранности, выходя далеко за рамки религиозно-догмати-

ческого восприятия мира. Индуизм является идеологической

основой Вед, однако Веды — это письменные источники, пред-

ставляющие собой всеобъемлющие обобщения человеческого

опыта большинства компонентов культуры» (Касаткин В.Ф. Ве-

дическая культура как исторический тип. Автореф. дисс. на

соискание ученой степени кандидата философских наук. Рос-

тов-на-Дону, 1999, с. 3).

Ведическая культура возникла на основе слияния дравидийской

и арийской форм, философско-мировоззренческим центром

которой являются Веды. Будучи универсальной основой веди-

ческой культуры, Веды представляют собой не только рели-

ГлаваХИ/. Традиционное общество 219


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: