Традиция как феномен

Какое общество представляется более рентабельным, успешным

и благоустроенным? То, которое ориентировано на прогресс,

т.е. на радикальные и поспешные преобразования, или те, ко-

торые опираются на традицию, т.е. на сохранение накоплен-

ного социального опыта?

Американский культуролог Эрик Эриксон считает, что каждая

культура создает свою стратегию выживания. Ориентация

на прогресс чревата войнами, катастрофами, разрывом между

поколениями. Та же культура, которая предпочитает сохра-

нить традицию, рискует оказаться обществом патриархаль-

ным, отсталым.

Однако в начале нового тысячелетия ответ на поставленный во-

прос оказывается открытым. В западной культурологии про-

гресс объявлен мифом истории. В восточном сознании неред-

ко разрушается традиция.

Культуры перестали быть герметически закрытыми ареалами.

В результате неслыханной миграции населения экзотичес-

кие духовные веяния опоясали земной шар. Грандиозные

кросс-культурные контакты. Межнациональные браки. Эку-

менические волны. Поиск межрелигиозного вселенского ди-

алога. Может быть, важно противостоять этим тенденциям?

Именно так рассуждают многие культурологи традициона-

листской ориентации. Не происходит ли отказ от великих

заветов? Не рождается ли бессмысленная мозаика культур-

ных веяний?

Между тем в современном мире продолжают существовать тра-

диционные общества. Речь идет вовсе не о патриархальных

социумах. Конкретное общество может быть весьма экономи-

чески состоятельным, в нем могут действовать современные

политические структуры. Но вместе с тем такие общества со-

храняют ориентацию на традицию, которая во многом опреде-

ляет мышление людей, их образ жизни, жизненный уклад.

Глава XIV. Традиционное общество 215

Представим себе молодого человека, который, будучи европей-

цем, хотел бы поступить на работу в модную фирму. Он пере-

дает в отдел кадров самохарактеристику, которая называется

резюме. Из представленного документа становится очевид-

ным, что молодой человек обладает неуемной энергией, ини-

циативностью, готовностью все преобразовать на порученном

ему участке. Надо полагать, менеджеры с пониманием отне-

сутся к такой саморекламе.

А теперь вообразим японскую девушку, которая тоже озабочена

проблемами трудоустройства. В своем резюме она сообщает,

что не обладает неумеренной инициативой, напротив, имеет

обыкновение пунктуально точно выполнять порученное дело,

без всяких изысков и нововведений. Кроме того, девушка обя-

зуется не создавать в коллективе психологических проблем,

вообще не «выпячивать» свое «я», найти нужную нишу и тру-

диться в ней на процветание фирмы. Такую замечательную де-

вушку фирма, надо полагать, с удовольствием примет на служ-

бу, будет опекать ее и относиться к ней как к родной даже по-

сле того, как со временем она выйдет на пенсию...

Еще пример. Молодой инженер придумал некое усовершенство-

вание. Будучи европейцем, он описывает огромные преиму-

щества, которые имеет его изобретение для фирмы. При этом

отмечает свой личный вклад, личное творчество и даже наме-

кает, что в случае признания его таланта предложения такого

рода польются потоком... А теперь про китайского инженера.

Он воспитан в культуре, из которой очевидно, что все лучшее,

все самое достойное хранится в традиции. Только она может

помочь Е этой жизни. Про свое изобретение он пишет так, что

его собственная персона почти исчезает. Нет, это не он приду-

мал. Так поступалг4 предки, а он нашел в сокровищнице про-

шлого то, что может пригодиться сегодня.

Какое разное отношение к традиции! Какой пиетет перед про-

шлым и какое забвение ушедшего. Традиция (от лат. traditio

передача) — средство кристаллизации и транслирования со-

вокупного духовного опыта. Как ни странно, это слово имеет

тот же корень, что и «предательство»: истинная верность тра-

диции парадоксальным образом уживается с изменой. То, что

кажется изменой, по сути дела, оказывается традиционным, и,

наоборот, нечто каноническое, под которым понимают вос-

произведение старых форм, повтор и имитацию, может обна-

ружить себя предательством по отношению к истинной тради-

216 Глава XIV. Традиционное общество

дни. Смысл традиции — передача культурной информа-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: