Какое общество представляется более рентабельным, успешным
и благоустроенным? То, которое ориентировано на прогресс,
т.е. на радикальные и поспешные преобразования, или те, ко-
торые опираются на традицию, т.е. на сохранение накоплен-
ного социального опыта?
Американский культуролог Эрик Эриксон считает, что каждая
культура создает свою стратегию выживания. Ориентация
на прогресс чревата войнами, катастрофами, разрывом между
поколениями. Та же культура, которая предпочитает сохра-
нить традицию, рискует оказаться обществом патриархаль-
ным, отсталым.
Однако в начале нового тысячелетия ответ на поставленный во-
прос оказывается открытым. В западной культурологии про-
гресс объявлен мифом истории. В восточном сознании неред-
ко разрушается традиция.
Культуры перестали быть герметически закрытыми ареалами.
В результате неслыханной миграции населения экзотичес-
кие духовные веяния опоясали земной шар. Грандиозные
кросс-культурные контакты. Межнациональные браки. Эку-
|
|
менические волны. Поиск межрелигиозного вселенского ди-
алога. Может быть, важно противостоять этим тенденциям?
Именно так рассуждают многие культурологи традициона-
листской ориентации. Не происходит ли отказ от великих
заветов? Не рождается ли бессмысленная мозаика культур-
ных веяний?
Между тем в современном мире продолжают существовать тра-
диционные общества. Речь идет вовсе не о патриархальных
социумах. Конкретное общество может быть весьма экономи-
чески состоятельным, в нем могут действовать современные
политические структуры. Но вместе с тем такие общества со-
храняют ориентацию на традицию, которая во многом опреде-
ляет мышление людей, их образ жизни, жизненный уклад.
Глава XIV. Традиционное общество 215
Представим себе молодого человека, который, будучи европей-
цем, хотел бы поступить на работу в модную фирму. Он пере-
дает в отдел кадров самохарактеристику, которая называется
резюме. Из представленного документа становится очевид-
ным, что молодой человек обладает неуемной энергией, ини-
циативностью, готовностью все преобразовать на порученном
ему участке. Надо полагать, менеджеры с пониманием отне-
сутся к такой саморекламе.
А теперь вообразим японскую девушку, которая тоже озабочена
проблемами трудоустройства. В своем резюме она сообщает,
что не обладает неумеренной инициативой, напротив, имеет
обыкновение пунктуально точно выполнять порученное дело,
без всяких изысков и нововведений. Кроме того, девушка обя-
зуется не создавать в коллективе психологических проблем,
вообще не «выпячивать» свое «я», найти нужную нишу и тру-
|
|
диться в ней на процветание фирмы. Такую замечательную де-
вушку фирма, надо полагать, с удовольствием примет на служ-
бу, будет опекать ее и относиться к ней как к родной даже по-
сле того, как со временем она выйдет на пенсию...
Еще пример. Молодой инженер придумал некое усовершенство-
вание. Будучи европейцем, он описывает огромные преиму-
щества, которые имеет его изобретение для фирмы. При этом
отмечает свой личный вклад, личное творчество и даже наме-
кает, что в случае признания его таланта предложения такого
рода польются потоком... А теперь про китайского инженера.
Он воспитан в культуре, из которой очевидно, что все лучшее,
все самое достойное хранится в традиции. Только она может
помочь Е этой жизни. Про свое изобретение он пишет так, что
его собственная персона почти исчезает. Нет, это не он приду-
мал. Так поступалг4 предки, а он нашел в сокровищнице про-
шлого то, что может пригодиться сегодня.
Какое разное отношение к традиции! Какой пиетет перед про-
шлым и какое забвение ушедшего. Традиция (от лат. traditio —
передача) — средство кристаллизации и транслирования со-
вокупного духовного опыта. Как ни странно, это слово имеет
тот же корень, что и «предательство»: истинная верность тра-
диции парадоксальным образом уживается с изменой. То, что
кажется изменой, по сути дела, оказывается традиционным, и,
наоборот, нечто каноническое, под которым понимают вос-
произведение старых форм, повтор и имитацию, может обна-
ружить себя предательством по отношению к истинной тради-
216 Глава XIV. Традиционное общество
дни. Смысл традиции — передача культурной информа-