Культуры.
Многие философы, в том числе И.Г. Гердер, 0. Шпенглер, Н.Я. Да-
нилевский, B.C. Соловьев, К. Поппер, так или иначе касались
феномена традиции. Традиция — это исторически сложив-
Шиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи,
Обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы, которые обна-
руживаются в социально-культурном наследии. Карл Поп-
пер пытался показать, что традиции могут служить своего рода
связующим звеном, посредником и между личностями (и лич-
ными решениями) и между институтами.
К. Поппер ссылается на Э. Берна, чье осознание того значения,
которое имеет традиция для функционирования социальных
институтов, сильно повлияло на немецкое романтическое дви-
жение. «След этого влияния можно найти у Г. Гегеля, но толь-
ко в гипертрофированной и неудовлетворительной форме ис-
торического и эволюционистского релятивизйма — в форме
опасной доктрины, согласно которой то, во что верят сегодня,
сегодня и истинно. Из этой доктрины вытекает не менее опас-
ное следствие, а именно — то, что было истинно вчера, истин-
но (а не просто то, во что «верили»), может быть ложным зав-
тра. Разумеется, такая теория вряд ли стимулирует уважение
к традиции (Поппер К. Открытое общество и его враги, Т. 2,
с. 73).
В современной культурологии проблема традиции рассматрива-
ется в рамках общего процесса модернизации. Это собира-
тельное понятие современного социального знания, кото-
рое характеризует разнородные процессы и явления, со-