Каждая из ведических книг состоит из четырех частей, созданных
в разное время. Западные индологи считают, что последними
по времени были созданы Упанишады — около 1000-500 гг. до
н.э. Уже десятая мандала Ригведы содержит определенные фи-
лософские идеи, но, как принято считать, зарождение собствен-
но индийской философии связано с упанишадами (древнейшие
222 Глава XIV Традиционное общество
относятся к VIII—VI вв. до н.э.). В них разрабатываются понятия
Атмана и Брахмана и проблема их тождества, идеи метемпсихо-
за (переселения душ) и кармы (судьбы, создаваемой для себя
человеком, его поведением во всех его рождениях).
Многие считают Упанишады «сливками» индийской мысли, от-
носят их к ряду высших духовных писаний всех времен и на-
родов. Они не были доступны массам, скорее предназначались
образованным искателям духовной истины. Слово «Упаниша-
ды» включает в себя представление о преданном ученике, си-
дящем у ног учителя, чтобы получить личное духовное на-
ставление о Высшей Реальности, которое должно было рассе-
|
|
ять все сомнения и уничтожить невежество. Главное — не
внешние обрядовые действия, как в древней ведической рели-
гии, а внутреннее переживание как путь к свершению и бес-
смертию. Погружаясь в медитацию, риши открыли Брахмана,
Непознаваемое: «То, чего не увидит око, не выразит язык, не
постигнет мысль».
Из Брахмана проистекает многообразие форм, в том числе люди.
Радость открытия риши состояла в том, что они сумели обна-
ружить Брахма как тонкую сущность (Атман) в самих себе. Су-
ществование подобно колесу, с Единым в центре и с индивиду-
альными существованиями, отходящими от него, как спицы.
Осознать Атман — значит испытать «чистое погружение со-
знания, при котором представление о мире и множественнос-
ти полностью уничтожаются. Это нерушимый покой».
Реинкарнация м карма
Помимо этих глубоких описаний созерцания Абсолюта Упани-
шады содержат некоторые доктрины. Одна из них — идея ре-
инкарнации, или переселения душ. В ответ на извечный во-
прос: «Что будет после нашей смерти? — риши утверждали,
что душа покидает умершее тело и входит в новое: «Как гусе-
ница, достигнув края травинки, цепляется за следующую, так
и душа, покинув бесчувственное тело, цепляется за следую-
щее тело».
Важным дополнением к учению о том, как мы переселяемся
в новое тело, является идея кармы, которая означает дейст-
вие и последствия действия. Каждый поступок, который мы
совершаем, и даже каждая наша мысль и каждое желание
формирует наше будущее существование. Наша жизнь такова,
Глава XIV. Традиционное общество 223
какой мы ее сделали. И самих нас формируют наши действия:
«Как человек поступает, таким он и становится; человек ста-
новится чистым через чистые поступки, нечистым через не-
чистые поступки». Мы не только в этой жизни пожинаем доб-
ро и зло, которые мы посеяли; они следуют за нами и после
физической смерти, влияя на наши следующие воплощения.