Упанишады

Каждая из ведических книг состоит из четырех частей, созданных

в разное время. Западные индологи считают, что последними

по времени были созданы Упанишады — около 1000-500 гг. до

н.э. Уже десятая мандала Ригведы содержит определенные фи-

лософские идеи, но, как принято считать, зарождение собствен-

но индийской философии связано с упанишадами (древнейшие

222 Глава XIV Традиционное общество

относятся к VIII—VI вв. до н.э.). В них разрабатываются понятия

Атмана и Брахмана и проблема их тождества, идеи метемпсихо-

за (переселения душ) и кармы (судьбы, создаваемой для себя

человеком, его поведением во всех его рождениях).

Многие считают Упанишады «сливками» индийской мысли, от-

носят их к ряду высших духовных писаний всех времен и на-

родов. Они не были доступны массам, скорее предназначались

образованным искателям духовной истины. Слово «Упаниша-

ды» включает в себя представление о преданном ученике, си-

дящем у ног учителя, чтобы получить личное духовное на-

ставление о Высшей Реальности, которое должно было рассе-

ять все сомнения и уничтожить невежество. Главное — не

внешние обрядовые действия, как в древней ведической рели-

гии, а внутреннее переживание как путь к свершению и бес-

смертию. Погружаясь в медитацию, риши открыли Брахмана,

Непознаваемое: «То, чего не увидит око, не выразит язык, не

постигнет мысль».

Из Брахмана проистекает многообразие форм, в том числе люди.

Радость открытия риши состояла в том, что они сумели обна-

ружить Брахма как тонкую сущность (Атман) в самих себе. Су-

ществование подобно колесу, с Единым в центре и с индивиду-

альными существованиями, отходящими от него, как спицы.

Осознать Атман — значит испытать «чистое погружение со-

знания, при котором представление о мире и множественнос-

ти полностью уничтожаются. Это нерушимый покой».

Реинкарнация м карма

Помимо этих глубоких описаний созерцания Абсолюта Упани-

шады содержат некоторые доктрины. Одна из них — идея ре-

инкарнации, или переселения душ. В ответ на извечный во-

прос: «Что будет после нашей смерти? — риши утверждали,

что душа покидает умершее тело и входит в новое: «Как гусе-

ница, достигнув края травинки, цепляется за следующую, так

и душа, покинув бесчувственное тело, цепляется за следую-

щее тело».

Важным дополнением к учению о том, как мы переселяемся

в новое тело, является идея кармы, которая означает дейст-

вие и последствия действия. Каждый поступок, который мы

совершаем, и даже каждая наша мысль и каждое желание

формирует наше будущее существование. Наша жизнь такова,

Глава XIV. Традиционное общество 223

какой мы ее сделали. И самих нас формируют наши действия:

«Как человек поступает, таким он и становится; человек ста-

новится чистым через чистые поступки, нечистым через не-

чистые поступки». Мы не только в этой жизни пожинаем доб-

ро и зло, которые мы посеяли; они следуют за нами и после

физической смерти, влияя на наши следующие воплощения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: