Древнейшая известная нам религии Индии — ведийская, это

религия ариев, корни которых уходят в глубину вековво

времена индоевропейской праобщности. В ряде ее черт про-

слеживается сходство с религией не только ираноариев (зороа-

стризм в его древнейших пластах), но и древних греков, славян.

Несомненно, что за сотни лет существования и развития на тер-

ритории Индии она впитала в себя ряд местных верований, ко-

торые далеко не всегда можно выявить.

Само слово «ведийская» происходит от названия священных

книг — «вед» (тот же корень, что и в русском языке «ведать»,

т.е. знать). Веды же являются практически единственным ис-

точником сведений об этой религии на ее древнейшем этапе:

так как жертвоприношения совершались на открытом месте

как приношения огню (Агни), который должен был отнести их

другим богам, то не существовало ни храмов, ни изображений

богов, которые могли бы быть дополнительным источником

сведений об этих верованиях. Веды представляют собой сбор-

ники гимнов (самхит), древнейшие из которых относятся ко

второму тысячелетию до н.э. В течение многих столетий они

существовали исключительно в устной форме и должны были

заучиваться наизусть, причем изучение их было не только де-

лом жрецов — брахманов, но и всех дваждырожденных, т.е.

еще и кшатриев и вайшьи.

220 Глава XIV. Традиционное общество

Согласно традиции выделяются четыре Веды: Ригведа, Самаведа,

Яджурведа и Атхарваведа. 6 своей канонической форме они

сложились, по-видимому, в первой половине первого тысячеле-

тия до н.э. Древнейшей и наиболее почитаемой является Ригве-

да. Она состоит из десятков книг (мандал — «кругов») и в целом

содержит 1028 гимнов. Гимны по своему предназначению —

это не рассказы о богах, а обращение к богам с какой-либо

просьбой молящихся. Произносящий гимн восхваляет богов —

гимны рассказывают или хотя бы упоминают о подвигах этого

божества, его могуществе, власти и т.д. (Именно поэтому, чтобы

восстановить гимн о каком-либо божестве в целом, приходится

обращаться ко всем гимнам, содержащим его упоминание).

Гимн, приносимый человеком, — это дар божеству. Но чтобы он

был принят (и бог одарил просителя), он должен быть пра-

вильно произнесен — со всеми нужными интонациями, пауза-

ми и т.д.

Именно поэтому и возникает Самаведа, в которой повторяются

ригведские гимны, но с указаниями на то, как правильно их

исполнять. Чтобы произнесение гимна оказалось эффектив-

ным, оно должно сопровождаться жертвоприношением, а точ-

нее, включаться в структуру церемонии жертвоприношения.

Ведийский ритуал описывается в Яджурведе. Таким образом,

первые три веды тесно связаны между собой. Несколько особ-

няком от них стоит Атхарваведа, представляющая собой сбор-

ник заговоров и заклинаний. Ее иногда из-за этого включают

в число Вед.

Русскоязычный читатель может теперь полностью ознакомиться

с содержанием Ригведы. Третий том Ригведы, изданный вмес-

те с двумя первыми томами, уже выходившими ранее, завер-

шает работу выдающегося специалиста по ведийскому сан-

скриту Татьяны Яковлевны Елизаренковой над переводом на

русский язык одного из древнейших текстов человечества, со-

хранившихся до наших дней. В них собраны столь почитаемые

индийцами гимны Агни, Индре, Соме и другим богам. Девятая

и десятая, заключительная мандалы Ригведы по своему харак-

теру отличаются от других мандал собрания, от так называе-

мых «фамильных» мандал (II-V). Девятая специально посвя-

щена богу Соме, персонифицированному ритуальному напит-

ку, который регулярно потребляли древние арии. Интересно,

что в «фамильных» мандалах Сома упоминается редко, и это

позволило многим ученым полагать, что гимны, посвященные

ГлаваXIV. Традиционное общество 221

этому божеству, были когда-то выбраны из «фамильных» ман-

дал и из них была составлена девятая мандала. Таким образом,

авторами гимнов Соме были риши (мудрецы) из тех же семей,

что и составители гимнов мандал II-V. Десятая мандала Ригве-

ды, которая считается самой поздней по времени своего созда-

ния, является как и девятая, собранием гимнов, не вошедших

в «фамильные» мандалы по каким-то причинам, но также со-

зданных мудрецами древних семей. Только в десятой мандале ^

встречаются космогонические гимны, связанные с домашним

ритуалом. Мандала играет роль «приложения-дополнения»

к девяти предыдущим.

Ведийская религия является полмтеистичной. В ней много бо-

гов: основных — 33, но иногда упоминаются 3339 богов. В ми-

ре выделяются три основные сферы: небо, воздух и земля, при-

чем самой важной считается воздух. В соответствии со сферой

обитания делятся и боги. К важнейшим богам неба относятся

Сурья (солнце), Ушас (заря) и Варуна (божество вод и мирового

порядка); земли — Агни (жертвенный огонь) и Сома (священ-

ный хмельной напиток — аналог зороастрийской хаомы); воз-

духа — Ваю (ветер), Рудра-Шива (гроза) и Индра (молния,

гром). Индра именуется «царем богов» и возвышается над все-

ми богами ведийского пантеона, он совершает множество по-

двигов, а самый известный из них — схватка с Вритрой (загра-

дителем небесных вод). Победа над ним позволяет Индре осво-

бодить воды и оросить ими землю.

Нельзя не обратить внимания на тот факт, что ведийские боги

почти не имеют описанного физического облика и характер-

ных атрибутов. Другая особенность состоит в том, что именно

божество, к которому обращен гимн, называется самым могу-

щественным из всех богов. Как предполагают исследователи,

это связано с представлением о том, что все боги являются

проявлением единого божественного принципа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: