стойной поклонения. Именно так понимали религию многие
мудрецы и философы — Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда,
Сократ, Христос, Мухаммад. Не расходятся с этим осмыслением
религии и то, что предлагают современные мыслители.
Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из
культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии.
Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы
ГлаваXV. Религия как феномен культуры 231
культуры. «Религия не может быть частным делом, — писал
- - Н.А. Бердяев, — как того хотела новая история, она не может
быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы
культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, все-
. общим, всеопределяющим делом» {Бердяев Н.А. Философия
творчества, культуры и и искусства. М., 1994, с. 412). Философ
считал, что сама наука возвращается к своим магическим исто-
кам, и скоро окончательно выявится магический характер тех-
ники, «Религия и знание вновь приходят в соприкосновение,
и рождается потребность в религиозном знании» (там же, с. 436),
|
|
Религия —- явление мировой культуры
Культурологи всегда подчеркивали, что религии — это явление
мировой культуры. К. Ясперс, рассматривая осевое время, уде-
лил немалое внимание феномену религии. Касаясь этого рубе-
жа человеческой истории, К, Ясперс писал: «Мифологической
эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Греческие,
индийские, китайские философы и Будда в своих основных иде-
ях о Боге были далеки от мифа..,Божество неизмеримо возвы-
силось посредством усиления этической стороны религии» {Яс-
перс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1, М,, 1978, с, 31).
Философия и религия
С -религиозной точки зрения появление религии вполне объяс-
нимо: она возникла благодаря живому общению с Богом, Но
понять феномен религии пытались и светские мыслители,
многие из которых вообще были неверующими. Французский
религиозный мыслитель Этьен Жильсон (1884-1978) полагал,
что между философией и теологией должна существовать
глубинная связь. Быть христианским филосософом, по мнению
Жильсона, значит, прежде всего, быть христианином, челове-
ком, для которого опыт веры, некие от младенчества усво-
енные слова и внутренняя религиозная жизнь определяют
собой не только все его бытие, но и все существенное мышле-
ние,.. Посвященность в таинства, вместе с которыми содержа-
ние религии дается крещаемому и приобщаемому с самого на-
чала и целиком оказывается решающим жизненным фактом»
(см, Работы Э. Жилъсона по культурологии и истории мыс-
ли, М., 1987, с. 110-111).
232 Глаза XV. Религия как феномен культуры
Богословие начинается с катехизиса, разъясняющего Символ ве-
|
|
ры, Эти слова коренятся в религиозном опыте и-обоснованы
верой в откровенное слово Бога. Этим решаются все вопросы
богословского метода, отношения веры и разума, богословия
и философии. Слово Бога откровенно, цель его — спасение,
а не метафизическое просвещение человека. Дело идет о вере,
а не о знании. Вот почему катезихис должен не приспосабли-
вать истины веры к детскому пониманию, а давать их в плот-
нейшей упаковке, бросать в душу и ум это зерно, которое бу-
дет расти и плодоносить всю жизнь» (там же, с. 170).
Жильсон считал, что богословие не может обойтись без фмло-
софии. Богословие само не создает философию, оно должно
найти ее, чтобы использовать. Философия может сослужить
службу богословию. Именно с ее помощью богословие обрета-
ет структуру и дух подлинной науки, т.е. отливается в форму
системы заключений, строго выведенных из некоторых поло-
женых в основу принципов.
К. Яшерс высоко оценивал рождение мировых религий. Их
появление знаменовало собой фундаментальные переворо-
ты в духовном развитии человечества. Они стали источни-
ком новых социокультурных ценностей, идеалов. Воздействие
мировых религий определяло развитие культуры огромных ре-
гионов. Историю человечества трудно преставить себе без ре-
лигии. Напомним, Г. Лессинг утверждал, что нравственный про-
гресс человечества соотносится с чередованием религий.
Древние формы верований
Культурологи и философы с давних времен описывали рожде-
ние религии. Особое внимание они уделяли исторически ран-
ним формам верований.
Шаманизм — это религиозные представления и культовые
действия, в основе которых лежит вера в возможность ша-
манов быть посредниками между человеческим сообщест-
вом и мирем духов. Истоки шаманизма прослеживаются в глу-
бине веков. Судя по всему, ему по меньшей мере от тридцати до
сорока тысяч лет. Своими корнями он уходит в эру палеолита.
Стены знаменитых пещер в Южной Франции и Северной Ис-
пании, такие как Ляско, Фон де Том, Ле-Труа-Фрер, Альтамира
и других, расписаны красивыми изображениями животных.
Большинство из них представляют собой виды, которые факти-
кам*!/. Религия как феномен культуры 233
чески населяли ландшафты каменного века — бизоны, дикие
лошади, каменные козлы, мамонты, волки, носороги и олени. Од-
нако другие животные, такие как, например, «Чудесный зверь»
в пещере Ляско, являются мифическими существами и опиеде-
ленно имеют магическое и ритуальное назначение. В несколь-
ких из этих пещер находятся рисунки и рельефы странных фи-
гур, сочетающих в себе черты человека и животного, которые
вне всяких сомнений представляли древних шаманов.