Отношению к тайной высшей силе, дающей опору и до-

стойной поклонения. Именно так понимали религию многие

мудрецы и философы — Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда,

Сократ, Христос, Мухаммад. Не расходятся с этим осмыслением

религии и то, что предлагают современные мыслители.

Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из

культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии.

Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы

ГлаваXV. Религия как феномен культуры 231

культуры. «Религия не может быть частным делом, — писал

- - Н.А. Бердяев, — как того хотела новая история, она не может

быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы

культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, все-

. общим, всеопределяющим делом» {Бердяев Н.А. Философия

творчества, культуры и и искусства. М., 1994, с. 412). Философ

считал, что сама наука возвращается к своим магическим исто-

кам, и скоро окончательно выявится магический характер тех-

ники, «Религия и знание вновь приходят в соприкосновение,

и рождается потребность в религиозном знании» (там же, с. 436),

Религия —- явление мировой культуры

Культурологи всегда подчеркивали, что религииэто явление

мировой культуры. К. Ясперс, рассматривая осевое время, уде-

лил немалое внимание феномену религии. Касаясь этого рубе-

жа человеческой истории, К, Ясперс писал: «Мифологической

эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец. Греческие,

индийские, китайские философы и Будда в своих основных иде-

ях о Боге были далеки от мифа..,Божество неизмеримо возвы-

силось посредством усиления этической стороны религии» {Яс-

перс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1, М,, 1978, с, 31).

Философия и религия

С -религиозной точки зрения появление религии вполне объяс-

нимо: она возникла благодаря живому общению с Богом, Но

понять феномен религии пытались и светские мыслители,

многие из которых вообще были неверующими. Французский

религиозный мыслитель Этьен Жильсон (1884-1978) полагал,

что между философией и теологией должна существовать

глубинная связь. Быть христианским филосософом, по мнению

Жильсона, значит, прежде всего, быть христианином, челове-

ком, для которого опыт веры, некие от младенчества усво-

енные слова и внутренняя религиозная жизнь определяют

собой не только все его бытие, но и все существенное мышле-

ние,.. Посвященность в таинства, вместе с которыми содержа-

ние религии дается крещаемому и приобщаемому с самого на-

чала и целиком оказывается решающим жизненным фактом»

(см, Работы Э. Жилъсона по культурологии и истории мыс-

ли, М., 1987, с. 110-111).

232 Глаза XV. Религия как феномен культуры

Богословие начинается с катехизиса, разъясняющего Символ ве-

ры, Эти слова коренятся в религиозном опыте и-обоснованы

верой в откровенное слово Бога. Этим решаются все вопросы

богословского метода, отношения веры и разума, богословия

и философии. Слово Бога откровенно, цель его — спасение,

а не метафизическое просвещение человека. Дело идет о вере,

а не о знании. Вот почему катезихис должен не приспосабли-

вать истины веры к детскому пониманию, а давать их в плот-

нейшей упаковке, бросать в душу и ум это зерно, которое бу-

дет расти и плодоносить всю жизнь» (там же, с. 170).

Жильсон считал, что богословие не может обойтись без фмло-

софии. Богословие само не создает философию, оно должно

найти ее, чтобы использовать. Философия может сослужить

службу богословию. Именно с ее помощью богословие обрета-

ет структуру и дух подлинной науки, т.е. отливается в форму

системы заключений, строго выведенных из некоторых поло-

женых в основу принципов.

К. Яшерс высоко оценивал рождение мировых религий. Их

появление знаменовало собой фундаментальные переворо-

ты в духовном развитии человечества. Они стали источни-

ком новых социокультурных ценностей, идеалов. Воздействие

мировых религий определяло развитие культуры огромных ре-

гионов. Историю человечества трудно преставить себе без ре-

лигии. Напомним, Г. Лессинг утверждал, что нравственный про-

гресс человечества соотносится с чередованием религий.

Древние формы верований

Культурологи и философы с давних времен описывали рожде-

ние религии. Особое внимание они уделяли исторически ран-

ним формам верований.

Шаманизм — это религиозные представления и культовые

действия, в основе которых лежит вера в возможность ша-

манов быть посредниками между человеческим сообщест-

вом и мирем духов. Истоки шаманизма прослеживаются в глу-

бине веков. Судя по всему, ему по меньшей мере от тридцати до

сорока тысяч лет. Своими корнями он уходит в эру палеолита.

Стены знаменитых пещер в Южной Франции и Северной Ис-

пании, такие как Ляско, Фон де Том, Ле-Труа-Фрер, Альтамира

и других, расписаны красивыми изображениями животных.

Большинство из них представляют собой виды, которые факти-

кам*!/. Религия как феномен культуры 233

чески населяли ландшафты каменного века — бизоны, дикие

лошади, каменные козлы, мамонты, волки, носороги и олени. Од-

нако другие животные, такие как, например, «Чудесный зверь»

в пещере Ляско, являются мифическими существами и опиеде-

ленно имеют магическое и ритуальное назначение. В несколь-

ких из этих пещер находятся рисунки и рельефы странных фи-

гур, сочетающих в себе черты человека и животного, которые

вне всяких сомнений представляли древних шаманов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: