Между бенгальским кришнаизмом и кашмирским шиви-
Измом столь велика, что они, пожалуй, более отличаются
Друг от друга, чем христианство и ислам.
Нас же интересует глубокий человеческий смысл, который заклю-
чает в себе индуизм. Природно-биологические процессы и че-
ловеческие поступки связаны между собой, причем последние
имеют регулятивный характер. Традиционная культура вполне
обоснованно требует: если вы хотите получить благо, исти-
ну, красоту, гармонический порядок, вы должны следовать
религиозно-этическим заветам. Индийская традиционная
культура в своем цивилизованном аспекте дает нам при-
мер этических ограничений, которые вели к сохранению
величайшего мз всех достояний — духовной культуры.
Вопросы:
1. Что такое традиция?
2. Почему каждая культура выбирает свою стратегию жизнен-
ного существования?
3. Отчего важно сближение традиционной и современной
культур?
4. Почему свойство культуры состоит в том, чтобы организо-
вать окружающую среду в разумное и духовное целое?
5. Что такое брахманизм?.
6. В чем специфика индуизма?
7. Что представляет собой ведическая культура как историче-
ский тип?
8. В чем священный смысл «Вед»?
9. Каково философское содержание «Упанишад»?
10. В чем сокровенные уроки и заветы традиционной культуры?
Глава XIV. Традиционное общество 229
ЛИТЕРАТУРА:
1. Древо индуизма. Под ред. И.П. Глушковой. М„ 1999.
2. Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе. М., 1999.
3. Меликов В,В. Введение в текстологию традиционных культур. М., 1999.
4. Ригведа. Мандалы IV-X. Издание подготовила Т.Я. Елизаренкова. М.,
1999.
5. Упанишады. Перевод с санскрита и комментарии А.Я. Сыркина. М.,
2000,
Темы рефератов:
1. Традиционное общество как тип культуры.
2. Индуизм как специфическая религия.
3. Новейшие интепретации индуизма.
4. Проблема истолкования традиционного текста.
5. Сокровенный смысл традиционной духовной культуры.
RnaeaXV
РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН
КУЛЬТУРЫ