Оптимальное налогообложение. Цели и ограничения налоговой политики. Ловушки бедности и безработицы

Соотношение равенства и эффективности – концепция, в соответствии с которой уменьшение неравенства доходов сопровождается снижением эк. эффективности, или повышение эк. эффективности требует увеличения неравенства доходов.

Объектами перераспределения выступают: доходы; физический или денежный капитал; экономические возможности.

Распределению доходов в рыночной экономике обычно свойственна значительная степень неравенства. Она определяется 3-мя основными обстоятельствами:

1) Факторами, которые были унаследованы индивидом (полоучен6ные в наследство акции, денежные депозиты, природная одаренность, способность к тем или иным знаниям и др.).

2) Накопленным в течение жизни человеческим капиталом (образование).

3) Удачей (человек может внезапно разбогатеть, вложив средства в одну корпорацию, и разориться, вложив в другую).

Дифференциация доходов возрастает в период перехода к рынку. Одн7а из причин этого состоит в неравномерной адаптации населения к меняющемуся спектру эк. возможностей. Доходность многих видов деятельности в реальном выражении снижается, доходность других стремительно возрастает (н-мер, предпринимательство).

Другая причина заключается в фактическом обесценении немалой части ранее накопленного человеческого капитала в условиях эк. спада и не всегда благоприятных структурных сдвигов.

Третья причина дифференциации доходов связана с тем, что стремление к достижению финансовой стабилизации побуждает к жесткой экономии бюджетных средств. Это негативно отражается на з/п в бюджетной сфере, которые оказываются существенно ниже, чем в частнопредпринимательском секторе.

Четвертая причина состоит в том, что выгоды от приватизации гос. имущества распределяются в обществе далеко не поровну.

Государство отслеживает масштабы дифференциации, и потенциал общественного сектора используется, чтобы не перейти грань, за которой вероятны ярко выраженные проявления соц. недовольства.

Современные государства неиндифферентны к резкому неравенству доходов индивидов. Это объясняется тем, что чрезмерное неравенство воспринимается гражданами как нечто противоречащее принципам справедливости. Эк. наука не в силах обосновать какое-либо единственное верное понимание справедливости и равенства. На практике под равенством понимают равенство доходов и имущества, выраженное в денежной форме.

Между тем, перераспределение, нацеленное на достижение большего равенства доходов ведет к эк. потерям. Потери возникают потому, что всякое принудительное перераспределение требует административных издержек (издержек перераспределения) – (необходимо идентифицировать тех, за чей счет предстоит осуществлять перераспределение, а также тех, кто получит право на вспомоществование. Далее, требуется наладить сбор и распределение средств).

Однако еще более важное значение имеет дистимулирующий эффект перераспределения. С одной стороны, у граждан с высокими доходами снижается заинтересованность в напряженном труде и предпринимательской активности. Дело в том, что значительная часть дополнительно заработанных средств может быть изъята для помощи нуждающимся. С другой стороны, у самих нуждающихся ослабляется заинтересованность в поиске приемлемо оплачиваемой работы и в интенсификации трудовых усилий.

При таких обстоятельствах могут создаваться так называемые ловушки безработицы и бедности. Они бывают сильными и слабыми.

Сильная ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного (за счет пособий по безработице) превышает чистый денежный доход такого же работающего индивида.

Сильная ловушка безработицы встречается сравнительно редко. Несколько более обычное явление представляет собой слабая ловушка безработицы. Это ситуация, когда чистый денежный доход работающего индивида превышает доход, которым он располагал бы, не имея работы, но разница недостаточна, чтобы прекратить отрицательную полезность трудовых усилий для того, кто их предпринимает. Т.е. легче получать пособие по безработице, чем иметь работу не с привлекательной з/п.

Сильная ловушка бедности возникает, когда дополнительный доход, появляющийся у индивида в результате повышения им своих трудовых усилий, оказывается меньше, чем взимаемые государством (в целях переопределения доходов) эксплицитные и имплицитные налоги.

Эксплицитное налогообложение – это налоги, собираемые государством, и непосредственно связанные с перераспределением доходов между индивидами (н-мер, прогрессивные налоги).

Имплицитное налогообложение – неналоговые потери некоторых индивидов, в виде отмены трансфертной помощи от государства, которую они ранее получали при недостаточном уровне доходов и которой лишились в результате определенного уровня доходов от своей деятельности (н-мер, отмена пособия малоимущему при его устройстве на работу).

Таким образом, сильная ловушка бедности вынуждает индивидов меньше работать и жить за счет государства.

Слабая ловушка бедности – возникает, когда прирост дополнительного дохода в результате повышения индивидом своих трудовых усилий примерно равен эксплицитному и имплицитному налогообложению.

Принудительное распределение, нацеленное на достижение большего равенства, чаще всего ослабляет трудовую и предпринимательскую активность. Для современной рыночной экономики характерен конфликт между равенством и эффективностью.

Ослабление эк. неравенства в масштабах, при которых предельные доходы существенно отклоняются от предельных продуктов соответствующих факторов производства, ведет к замедлению эк. роста. И наоборот, стимулируя повышение эффективности, обычно приходится до некоторой степени жертвовать равенством доходов.

Поскольку стремление к большему экономическому равенству диктуется пониманием справедливости, преобладающим в том или ином конкретном обществе, не существует универсальных рецептов разрешения конфликтов между эффективностью и равенством.

Гос. перераспределение как проблема выбора между справедливостью и эффективностью.

Необходимость гос. вмешательства в перераспределением благосостояния связано с проблемой выбора между справедливым и эффективным распределением благосостояния.

Н – это Парето-неэффективные распределения благосостояния из-за провалов рынка.

Любое движение от Н к дуге АВ – это Парето-улучшение в перераспределении благосостояния.

Точка на дуге АВ – это Парето-эффективные состоянии в общественном благосостоянии.

Движение по дуге АВ – это Парето-неопределенные состояния в перераспр. благосост.

Планирование и прогнозирование спроса в региональном управлении. Регулирование цен и тарифов в системе управления регионом.

В региональном управлении спрос на ресурсы определяется совокупным спросом предприятий. При рыночной экономике данный вид спроса практически не может регулироваться государством.

На федеральном уровне в России регулирование тарифами осуществляется Мин. экономического развития через Департамент государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности. В Краснодарском крае за это отвечает

Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края. Производится мониторинг цен на социально значимые продукты питания и автомобильное топливо; промышленные и продовольственные группы товаров; лекарства; недвижимость. При территориальном планирование важно учитывать цены и тарифы, т. к. от них зависит возможность реализации намеченных планов.

60.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: