Расходы государства и их формы. Роль общественного страхования. Социальные риски. Критерии компенсации

Гос. расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Гос. расходы – урегулированная нормами права деятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на гос. управление, оборону страны, развитие производства, соц-эк и культурные потребности.

Фомы расходов бюджета. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физ. И юр. Лицами по гос. и мун. контрактам;

- трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами МСУ обязательных выплат населению;

- ассигнований на осуществление отдельных гос. полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юр. лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенций и субсидий физ. и юр. лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юр. лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, гос. внебюджетным фондам (дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ);

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе гос. и мун. гарантий.

Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юр. лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению – это бюджетьные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других соц. выплат.

Субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов юр. или физ. лицам, местным органам власти, другим государствам. Денежные (военнослужащим на приобретение жилья, молодой семье доступное жилье, материнский капитал и др.).

Социальное страхование – это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств гос. страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов. Представляет собой систему сложившихся отношений, способ перераспределения национального дохода, при котором лица, не участвующие в общественном труде, получают содержание из специальных фондов. источниками формирования фондов соц. страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели.

Важнейшая эк. функция соц. страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Соц. страхование – неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере, оно способствует обеспечению соц. справедливости в обществе, созданию и поддержанию политической стабильности.

Посредством соц. страхования общество решает следующие задачи:

- формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц, не участвующих в трудовом процессе;

- обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;

- сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;

- добивается повышения жизненного уровня различных соц. групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

Система соц. страхования, с одной стороны, призвана обеспечить профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовок; а с другой – гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Соц. страхование существует в двух формах:

1) Обязательное – является особой разновидностью гос. соц. гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета; выступает гарантом финн. устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного соц. страхования.

2) Добровольное – строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета).

Фонды соц. страхования образуются за счет 3 источников:

1) страховых взносов работников;

2) взносов работодателей;

3) субсидий государства.

Соц. страхование охватывает различные формы общественного страхования населения от различного рода соц. рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.

В развитой рыночной экономике система страхования от соц. рисков включает государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации. Подобное ее построение позволяет обеспечить как гарантированную соц. защиту граждан, так и наиболее полное удовлетворение спроса различных категорий населения на услуги страхования от соц. рисков.

Важнейшие виды соц. рисков:

1) болезнь;

2) производственная травма;

3) профессиональное заболевание;

4) несчастный случай;

5) материнство и детство;

6) безработица;

7) старость;

8) смерть кормильца.

Указанным рискам соответствуют определенные виды сой. страхования. Особенность соц. рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом.

2.Региональное управление и территориальное планирование региональных финансов.

Региональные финансы – система экономических отношений, по средствам которой определяется и распределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие регионов. Через региональные финансы осуществляется выравнивание уровня экономического и социального развития регионов; - через региональные финансы государство проводит свою социальную политику путем финансирования учреждений здравоохранения, образования, культуры.

61.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: