Вся деятельность менеджера в условиях стремительно изменяющейся современной жизни представляет собой цепь ситуаций, создаваемых внутренней и внешней средой организации (противоречия между ожиданием и действительностью). Основы ситуационного подхода заложил Г. Дениссон. Он утверждал, что применение разных методов управления обусловлено ситуацией, то есть конкретным выбором обстоятельств, которые в настоящее время существенно влияют на положение организации. В соответствии с ситуационным подходом управление – это ответ на воздействие обстоятельств. Часть обстоятельств составляет проблемную область деятельности менеджера. При этом проблема (от греч. problema – задача) – 1) все то, что требует изучения и решения; 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Важно превратить проблемную ситуацию в задачу и суметь решить последнюю.
Нам представляется, что алгоритм разрешения проблемной ситуации начинается с ее анализа и осознания проблемы. Неумение осознать проблему приводит к ошибкам в ее решении.
|
|
Следующий этап решения – анализ исходных данных: места ситуации в целостном процессе деятельности; характеристик внутренней и внешней среды, а также их взаимоотношений (осознание мотивов, поступков, целей и т.д.) Далее – выдвижение гипотезы. На этом этапе необходимо выбрать из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные пути и средства деятельности. Следующий этап – действенно-практическая реализация принятого решения.
И, наконец, заключительный этап – анализ осуществленного воздействия с использованием информации, полученной по каналам обратной связи.
Следует помнить, ситуации могут иметь несколько вариантов решений.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется их соответствием данной ситуации